Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Проблема прокурорского надзора в сфере обращения граждан в государственные органы и пути их решения

Дата публикации: 2023-07-03 20:47:07
Статью разместил(а):
Нурумова Кынслу Амангельдыевна

Проблема прокурорского надзора в сфере обращения граждан в государственные органы и пути их решения

The problem of prosecutorial supervision in the sphere of citizens' appeals to state bodies and ways to solve them

 

Автор: Нурумова Кынслу Амангельдыевна

Челябинский Государственный университет, г. Челябинск, Россия

E-mail: slu_3105@inbox.ru

Nurumova Kynslu Amangeldievna

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

e-mail: slu_3105@inbox.ru

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы работы с обращениями граждан, а также рассмотрены пути их решения. В статье проанализированы основные проблемы создания и функционирования механизмов взаимодействия власти и общества. Актуальность статьи обусловлена важностью рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры для обеспечения эффективной защиты их конституционных прав и свобод. Цель статьи — показать существующие проблемы с рассмотрением обращений граждан в органах прокуратуры и предложить возможные пути их решения.

Abstract: The article considers the current problems of working with citizens' appeals, and also considers ways to solve them. The article analyzes the main problems of the creation and functioning of mechanisms for interaction between government and society. The relevance of the article is due to the importance of considering citizens' appeals to the prosecutor's office to ensure the effective protection of their constitutional rights and freedoms. The purpose of the article is to show the existing problems with the consideration of citizens' appeals in the prosecutor's office and propose possible ways to solve them.

Ключевые слова: прокурорский надзор, обращения граждан, государственная власть.

Keywords: prosecutor supervision, appeals of citizens, state power.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

Как известно, главный объект регионального управления в правовом государстве — народ, который проживает на территории региона. В Конституции Российской Федерации говорится, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является его многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Иными словами, функцию управления органам власти поручает именно народ. Власть, в свою очередь, заинтересована в эффективном взаимодействии с народом для того, чтобы представлять, как общество оценивает ее управленческие решения и как они реализуются.

Также в Конституции Российской Федерации [1] отражено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Решение проблем и вопросов, с которыми граждане обращаются, устраняет недостатки в деятельности органов власти. Благодаря обращениям граждан власть понимает, какие дополнительные меры нужно предпринять, чтобы создать условия, которые будут гарантировать стабильные, динамично-развивающиеся социальные процессы в регионе. Таким образом, обращения граждан являются необходимым элементом обратной связи между народом и органами государственной власти и местного самоуправления.

На сегодняшний день вопрос организации работы с обращениями граждан весьма актуален. Рассмотрим основные проблемы:

1. Большое количество обращений. Граждане все чаще и чаще обращаются в государственные органы и органы местного самоуправления. И связано это с технологическим прогрессом, так как обращений, направляемых через интернет больше, чем письменных или устных, а также с повторными обращениями;

2. Отсутствие обучения государственных служащих на местах или повышения квалификации для повышения компетентности и грамотности в области решения тех или иных вопросов, поставленных в обращениях, с целью отказа от бюрократического подхода к институту обращений граждан;

3. Делопроизводство в государственных органах и органах местного самоуправления. Если система не налажена должным образом, в установленные законом сроки и, по существу, ответить гражданину не представится возможным. При рассмотрении обращения важен конечный результат, а именно удовлетворенность гражданина полученным ответом, и необязательно результатом должно быть решение проблемы, важно проявление максимума внимания к решению вопроса.

В Конституции Российской Федерации, а именно в статье 33 [1] описывается принцип доступности, который означает обеспеченную государством реальную возможность всякого заинтересованного лица обратиться в установленном законом порядке в органы прокуратуры по фактам нарушений законности, а также по другим вопросам, входящим в компетенцию прокурорских органов.

Принцип доступности обращения в органы прокуратуры обусловлен всей полнотой политических, трудовых, экономических, экологических и иных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации [1]. Он в значительной мере обеспечивается важнейшим конституционным правом граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления описано это в статье 33 Конституции Российской Федерации [1], в том числе жалобы на действия должностных лиц государственных органов, общественных организаций, коммерческих структур, допустивших превышение полномочий, ущемляющих права граждан, и правом на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями указанных субъектов.

Принцип доступности действующим законодательством не предусмотрен, однако его содержание следует из смысла ст. 10 и 21 Закона о прокуратуре [2], а его влияние прослеживается в нормах и институтах различных отраслей права.

Указанный принцип проявляется в двух аспектах:

Во-первых, это регламентированные законом требования, которым должно соответствовать обращение в органы прокуратуры.

Во-вторых, это возможность реального доступа субъектов к должностным лицам — прокурорским работникам, т. е. организация приема заявителей в органах прокуратуры.

Действующим законодательством установлен порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями и жалобами к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, учреждений и организаций, предприятий, независимо от формы собственности, а также порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб. Обращения в органы прокуратуры могут быть получены в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования. Рассматриваются также обращения граждан, направленные СМИ. Все обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления [6, ст. 65].

По данным Генерального прокурора Российской Федерации И.В. Краснова, приведенным на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры, которое состоялось 25 апреля 2022 г. с участием Президента Российской Федерации, в 2021 г. в адрес органов прокуратуры поступило свыше 5 млн 127 тыс. обращений граждан. Это максимальное количество обращений за последние двадцать лет. Для сравнения: в 1997 г. в органы прокуратуры всех уровней поступило около одного миллиона письменных обращений. В ходе проверок выявлено 210 тыс. фактов ущемления и нарушения прав человека. Как видно, количество обращений в органы прокуратуры остается стабильно высоким. Казалось бы, 26 лет назад из-за сложной социально-экономической ситуации и политической обстановки в стране, явно недостаточно развитого законодательства проблем было куда больше. За те самые 26 лет произошли колоссальные изменения в лучшую сторону, а значит количество обращений должно сократиться. Однако этого не произошло. Напротив, их поток нарастает. Думается, связано это с такими факторами, как повышение доверия людей к государству, повышение уровня правосознания граждан, которые нетерпимо относятся к нарушению своих прав, стремятся эти права отстаивать всеми доступными по закону средствами [7, ст. 167].

К вопросам работы с обращениями граждан И.В. Краснов также обращался во время выступления 26 мая 2022 г. в Совете Федерации с Докладом о состоянии законности и правопорядка в 2021 году и о проделанной работе по их укреплению. По данным главы надзорного ведомства, в 2021 г. по результатам рассмотрения обращений устранено 600 тыс. нарушений, защищены права более чем 420 тыс. граждан [5, ст. 142]

При рассмотрении обращений граждан в органы прокуратуры имеется ряд серьезных проблем, решение которых позволит усилить правозащитную функцию российской прокуратуры. Необоснованное перенаправление обращений, поступающих в органы прокуратуры. Приходится констатировать, что при рассмотрении обращений граждан в органах прокуратуры имеются случаи, когда не соблюдается норма части 5 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» [2], запрещающая пересылку жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются. Особенно часто такое происходит тогда, когда гражданин жалуется на незаконность, по его мнению, нормативных правовых актов органов публичной власти и основанных на них действий или бездействий должностных лиц.

Неравнодушное, неформальное отношение к заявителям крайне важно. Поэтому думается, проводить прием должны энергичные, относительно молодые, но вместе с тем достаточно опытные прокуроры.

На практике существует проблема, когда граждане, обращаясь в различные силовые структуры и прежде всего в полицию и органы внутренних дел в целом, нередко получают ответы не в том виде, как это предусматривает статья 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а, не будет преувеличением сказать, просто отписки.

Отношение гражданина к власти определяется тем, насколько эффективна в глазах общества ее деятельность, справляется ли государство с возложенными на него функциями и задачами 

Обращения граждан часто могут указать на проблему, возможно, указать пути её разрешения, и способствовать, таким образом, совершенствованию системы государственного управления, улучшению социальной действительности в целом.

По мнению автора настоящей статьи, привлечение прокурора к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее рассмотрение обращения гражданина в случае, если впоследствии гражданин обратился в суд и суд его требования удовлетворил, должно быть обязательным. Такой подход заставит прокуроров всех уровней более внимательно и объективно рассматривать обращения граждан. Решение обозначенных проблем будет способствовать укреплению правозащитной функции российской прокуратуры, позволит обеспечить безусловную реализацию нормы статьи 2 российской Конституции [1], провозглашающей, что человек, его права и свободы есть высшая ценности, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Для решения вышеизложенных проблем и оптимизации работы с обращениями граждан в современных условиях предлагаются следующие основные механизмы: 

1. Автоматизация и информатизация системы документооборота для своевременного приема, регистрации, рассмотрения обращения, а также перенаправления обращения в компетентный орган.

2. Внесение изменений в Федеральный закон или в другой нормативно-правовой акт субъекта, которые снизят бюрократический подход к институту обращений граждан. Необходимо внести такое понятие как «отписка», а также обозначить меру наказания за такой ответ гражданину. Так, повторных обращений не станет, и качество рассмотрения первичных обращений улучшиться.

3. Регулярное обучение всех государственных служащих работе с обращениями граждан.

 

Список источников:

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет—портал правовой информации.

2. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст.366 

3. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ // «Российская газета», N 95, 05.05.2006 

Литература:

4. Шевченко И.В. Проблемы в организации работы с обращениями граждан // Политика, экономика и инновации. 2018. №4 (21).

5. Гришковец А.А. Актуальные проблемы рассмотрения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений граждан и возможные пути их оптимального решения // Правовая политика и правовая жизнь. 2022. №3.

6. Ергашев Е.Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник для вузов / Е.Р. Ергашев. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 474 с.

7. Бобров В.К. Прокурорский надзор: учебник и практикум для вузов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 224 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15663-8.

8. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Р. Ергашев [и др.]; под редакцией Е.Р. Ергашева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 413 с. 

 

. . . . . . .