Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

История развития, понятие и основные признаки потребительского кооператива

Дата публикации: 2024-02-27 23:17:17
Статью разместил(а):
Черкашина Наталья Валерьевна

История развития, понятие и основные признаки потребительского кооператива

The history of development, the concept and the main features of a consumer cooperative

 

Автор: Матвеев Тимур Камилович

АНО ВО «Институт деловой карьеры», г. Москва, Россия

Matveev Timur Kamilovich

Institute of Business Career, Moscow, Russia

 

Аннотация: В статье изложены основные периоды развития потребительских кооперативов, рассмотрено понятие и основные признаки потребительского кооператива, закрепленные в действующем гражданском законодательстве и отечественной доктрине.

Abstract: The article outlines the main periods of development of consumer cooperatives, examines the concept and main features of a consumer cooperative, enshrined in the current civil legislation and domestic doctrine.

Ключевые слова: потребительский кооператив, правовое регулирование, потребительское общество, кооперация.

Keywords: consumer cooperative, legal regulation, consumer society, cooperation.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

 

Возникновение первых кооперативных организаций в России относится к 60-м годам XIX в., то есть к тому же времени, когда они стали распространяться в передовых странах Европы. Более того, Россия даже опережала в этом отношении многие из них.

В России зачинателями кооперативного движения были братья Лучинины, создавшие ссудо-сберегательное товарищество в 1865 г. в селе Даровитое Ветлужского уезда Костромской губернии. Всего за 1864-1904 гг. было образовано 1604 общества потребителей, из них 654 было впоследствии закрыто. На начало 1905 г. в стране существовало 950 таких кооперативов. Количественно стали преобладать крестьянские потребительские общества.

В 1898 г. был организован первый в стране союз потребительских обществ, учредителями которого стали 18 обществ потребителей из Москвы, Московской губернии, с Украины, Урала, из Сибири и Средней Азии. Он был назван Московским союзом потребительских обществ (МСПО), но фактически выполнял функции всероссийского центра потребительской кооперации. В отличие от западноевропейских стран, в которых создавались два национальных центра кооперации, т.е. общество оптовых закупок и кооперативный союз, в России было найдено более удачное решение вопроса о круге деятельности кооперативного союза: МСПО стал выполнять функции двух центров - хозяйственного и организационного [11].

После 1905 года развитие потребительской кооперации ускорилось. За 1905-1913 гг. в стране было вновь создано 9752 потребительских кооператива, из них было закрыто только 622, к началу 1914 г. функционировало 10080 Большинство потребительских обществ возникло среди крестьянства. Увеличилось и количество независимых рабочих кооперативов. Благодаря росту числа самостоятельных хозяев в результате Столыпинской реформы кооперация в России встала на путь быстрого количественного и качественного развития.

В период с ноября 1918 г. по декабрь 1920 г. происходило огосударствление кооперации. За это время органы большевистской власти фактически полностью стали распоряжаться имуществом всех видов кооперации и их работников. В 1920 г. вышел декрет «Об объединении всех видов кооперативных организаций» (от 27 января 1920 г.), согласно которому различные виды кооперативов должны были войти в один потребительский кооператив и не могли вести самостоятельной деятельности. Однако в ходе реализации НЭП началось возрождение кооперации и возврат к ее основным демократическим принципам: добровольному членству в кооперативах, явочному порядку создания, практике вступительных взносов и паев, свободному избранию правлений кооперативных объединений, то есть к самоуправлению [11].

В 1921 г. сельскохозяйственная, промысловая и кредитная кооперации были отделены от потребительской, получили хозяйственную независимость и право на создание самостоятельных систем. В 1922 г. в Москве был учрежден банк потребительской кооперации - Покобанк, а в 1923 г. он был преобразован во всероссийский кооперативный банк - Всекобанк. Меры, принятые советским правительством в годы НЭПа, положительно сказались на деятельности кооперации по удовлетворению нужд населения страны. К концу 1926 г. кооперативный сектор преобладал в советском государстве: кооперативам принадлежало 52,2 % товарооборота: потребительским - 38 %, сельскохозяйственным - 11,6 % и промысловым - 2,6 %.

Возрождение кооперации началось с принятия в 1988 г. закона «О кооперации в СССР», этот нормативный акт положил начало преобразованиям собственности, разгосударствлению экономики, развитию реальных рыночных отношений и частного предпринимательства. О быстром росте кооперации в это время и об эффективности ее работы говорят следующие данные: если на 1 января 1988 г. в СССР действовало 13,9 тыс. кооперативов, то на 1 января 1990 г. их число возросло до 193 тыс. Численность работающих в них за эти два года увеличилась со 156 тыс. человек до 4,9 млн. без учета работающих по договору, а их число составляло 2,9 млн. человек.

Современное состояние кооперации позволяет сделать вывод о четвертом «кооперативном прорыве», поскольку процесс развития и распространения кооперации перешел на новый уровень. Кооперация снова стала неотъемлемой частью современной экономической системы. Развитие предпринимательства способствовало появлению новых видов кооперации, таких как аутсорсинг, субконтрактинг, франчайзинг, консорциумы и др. Данные формы совместной предпринимательской деятельности позволяют снижать затраты производства и издержки, повышать конкурентоспособность [11].

В современных условиях деятельность предприятий различных организационно-правовых форм должна строиться в соответствии с требованиями законодательных норм и определёнными принципами, а также с учетом состояния экономики. Чтобы экономические отношения развивались, нужно, чтобы все направления деятельности предприятий были эффективными. Развитию могут помешать факторы, которые не позволят достичь поставленных целей без больших потерь. К числу таких факторов можно отнести нестабильность в стране, геополитическую ситуацию, политические споры, риски, характерные для предприятий, конкуренция, коррупция и др., которые не дадут достичь поставленной цели [2,9].

В современных условиях хозяйствования, учитывая экономические и политические приоритеты в формировании кооперативного законодательства, при определении сущности потребительского кооператива следует учитывать, что для потребительского кооператива главной целью и задачей его деятельности является удовлетворение своих общественно-экономических, материальных, социальных и культурных потребностей [5].

Подобный подход является важным и для правового определения кооператива, ибо нельзя оторвать правовую сущность явления от его социально-экономического содержания [8].

По пути формулирования общего определения кооператива пошли авторы Модельного Закона СНГ «О кооперативах и их объединениях (союзах)» от 6 декабря 1997 года. Под кооперативом понимается добровольное объединение граждан на основе членства с целью удовлетворения своих материальных и иных потребностей путем организации на демократических началах совместной деятельности, предусмотренной уставом, и объединения его членами имущественных (паевых) взносов [7].

Концептуальным положением Модельного закона является понимание природы кооператива как добровольного объединения граждан для удовлетворения материальных и других потребностей граждан [10].

Потребительский кооператив создается по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующего потребительского кооператива и образуют ее органы [6].

Потребительский кооператив является собственником своего имущества.

Его Уставом может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

Некоммерческие организации осуществляют деятельность, направленную на формирование общественных благ, они являются опорными пунктами инфраструктуры гражданского общества. Они участвуют не в производстве, а в перераспределении материальных благ (национального продукта). Во всем остальном некоммерческие организации являются полноправными и постоянными участниками имущественного оборота наряду с предпринимателями. Особенность потребительского кооператива в том, что цели создания потребительского кооператива направлены не на достижение каких-либо общественных благ, как у большинства некоммерческих организаций, а связаны с удовлетворением потребностей членов кооператива. Ряд авторов считают, что эти потребности могут носить различный характер, в том числе материальный (получение в собственность жилых помещений, денежных средств в качестве финансовой взаимопомощи и др.), а их удовлетворение не всегда возможно без осуществления кооперативом деятельности, приносящей прибыль [3].

В отличие от коммерческих организаций некоммерческие организации не являются профессиональными участниками имущественных отношений. Поэтому для некоммерческих юридических лиц законодатель устанавливает специальную (целевую) правоспособность (п. 1 ст. 49 ГК РФ) и разрешает использовать имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, указанных в их учредительных документах (п. 4 ст. 213 ГК РФ) [4].

Аналогичную мысль высказывает Т.Е. Абова. «Выступление некоммерческих юридических лиц в гражданском обороте обусловлено необходимостью материального обеспечения их основной деятельности, которая не должна являться предпринимательской» [1].

Таким образом, можно констатировать, что в настоящий момент по действующему законодательству потребительский кооператив представляет собой особую форму некоммерческой организации, ибо отчасти обладает признаками, характерными и для коммерческих юридических лиц.

За всю историю своего существования российская кооперация пережила четыре «кооперативных прорыва»: с 1862 до революции 1917 г.; годы НЭПа; вторая пол. 80-х гг. - начало 90-е гг. ХХ века; конец 90-х гг. ХХ в. - настоящее время.

Признаками потребительского кооператива как юридического лица являются: деятельность, основанная на членстве; принципы управления основываются на добровольном объединении граждан и юридических лиц, при принятии решений каждый член кооператива имеет один голос; главная цель - удовлетворение материальных и иных потребностей участников; принцип формирования имущественной базы через объединение имущественных паевых взносов членов кооператива.

 

Список литературы:

  1. Абова Т.Е. Кооперативы как субъекты гражданского права // Субъекты гражданского права: Сборник статей / Под ред. Т.Е. Абовой. - М., 2000. - С. 65.
  2. Батуева А.Б. Система внутреннего контроля // Молодой ученый. - 2018. - № 16. - С. 148–150.
  3. Егоров В. Место и роль кооперации в цивилизованном пространстве // Вопросы экономики. - 2005. - № 4. - С. 91- 93.
  4. Капура М.М. Производственные и потребительские кооперативы: общие и отличительные признаки // Юрист. - 2005. - № 3.- С. 3.
  5. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. - М., 2000. - С. 7.
  6. Мердяев Б.Л. Потребительский кооператив как некоммерческая корпоративная организация / Б.Л. Мердяев, А.С. Умаров, А.Н. Кутурова [и др.] // Аграрное и земельное право. - 2020. - № 1(181). - С. 111-113.
  7. Модельный Закон СНГ «О кооперативах и их объединениях (союзах)» от 6 декабря 1997 года (Принят в г. Санкт-Петербурге 06.12.1997 Постановлением 10-18 на 10-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ).
  8. Николаев А.А. Теория и практика кооперативного движения. Т.1. - М., 1919. - С. 79-80.
  9. Салимова Г.А. Система внутреннего контроля и его развитие в потребительских кооперативах / Г.А. Салимова, Э.Р. Сибагатова, Д.А. Хафизова // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2023. - № 2(170). - С. 112-116.
  10. Санцова М.С. Тенденции развития корпоративного законодательства в России // Молодой ученый. - 2021. - № 23 (365). - С. 245-247. Концепция развития корпоративного законодательства и корпоративного управления / Раз. НП «Гильдия инвестиционных и финансовых аналитиков».
  11. Шипицын И.В. Потребительская кооперация в свете реализации национальных проектов и стратегического развития России в период до 2024 года. – Ижевск: ООО «Бизнес Стандарт», 2020. – С. 6-8.
  12. Каирова А.И., Черкашина Н.В. Правовое закрепление и регулирование правового статуса общественных корпоративных объединений инвалидов в России и в зарубежных государствах (часть I) / А.И. Каирова, Н.В. Черкашина // Право и государство: теория и практика. – 2021. – № 11(203). – С. 25-28.

 

. . . . . . .