Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Этапы развития и регулирования земельного налога в России

Дата публикации: 2024-02-27 23:18:42
Статью разместил(а):
Черкашина Наталья Валерьевна

Этапы развития и регулирования земельного налога в России

Stages of development and regulation of land tax in Russia

 

Автор: Николаева Марина Юрьевна

АНО ВО «Институт деловой карьеры», г. Москва, Россия

Nikolaeva Marina Yurievna

Institute of Business Career, Moscow, Russia

 

Аннотация: В статье проведена характеристика основных этапов становления и развития норм российского законодательства о земельном налоге, представлены определенные особенности.

Abstract: The article describes the main stages of the formation and development of the norms of Russian legislation on land tax, presents certain features.

Ключевые слова: земельный налог, этапы развития, законодательное регулирование, налогообложение.

Keywords: land tax, stages of development, legislative regulation, taxation.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, он выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов.

На протяжении многих столетий, многих преобразований налоговой системы еще Российской Империи земельное налогообложение так и не смогло преобразоваться в целостную систему и занять подобающее место.

В Древней Руси земля выступала основным объектом налогообложения и источником пополнения государственной казны. Первоначально отдельные домохозяйства с определенным количеством печей (отсюда и «налога на дым»), сельскохозяйственными инструментами и способностью обрабатывать то или иное количество земли (плуг) облагались данью [1] и оброком. Дань и оброк-это своеобразная плата населения за право пользоваться княжеской землей и разными угодьями [12].

С развитием сельского хозяйства, дающего значительную часть богатств, все большую ценность приобретала земля с работающим на ней населением. Именно земля с каждым десятилетием становилась все большим богатством на Руси, как и в других странах. В руки князя переходили лучшие пахотные земли, луга, леса, озера, рыбные ловли, пастбища. А свободные люди, которые раньше лишь уплачивали дань князю и более ничем не были с ним связаны, постепенно попадали от него в зависимость. Смердов привлекали к различным работам в хозяйстве князя. Так возникала их поземельная зависимость от господина. Однако на Руси объектом обложения земля становится с XI-XII вв. [10]

Татаро-монголы изменили систему налогообложения на Руси. Так, в частности, появился целый набор инструментов, которые до сих пор успешно применяются для обеспечения сбора налогов: была введена так называемая «перепись населения», появилась должность налоговых инспекторов. Проведено разграничение, одни из которых пересылались в столицу Золотой Орды, город Сарай и местные, которые оставались в распоряжении сборщиков налогов на местах. Но использовались и такие приемы как «коллективная ответственность», когда за одного провинившегося отвечала вся деревню [9].

В XVI-XVII веках действовало посошное обложение. Посошная подать распространялась на отдельное хозяйство с земельным участком, условной единицей измерения которого была соха. Размер сохи зависел от качества земли, ее владельца и также мог отличаться в разы в зависимости от региона. В середине XVI века была произведена опись земель и платежеспособности населения, по итогам которой единицей налогообложения стала большая соха с нормированным размером [2]. Сама соха дробилась на чети (четверти), определенное пространство земли равное половине десятины (примерно 0,5 га) [5].

С образованием Московского государства земельные отношения поднимаются на более высокий уровень развития. Налоговая система усложняется, однако налоговые нормы отсутствуют. Правительство использует большое разнообразие единиц обложения [10].

К началу XVIII века в России сформировалась громоздкая и дорогостоящая налоговая система, четкого выделения земельного налога не существовало. Фактически не учитывалась доходность земли. Одной их особенностей земельного налогообложения в этот период явилось сочетание комбинаций поземельного принципа с поимущественным.

При Петре I вместо подворной подати в 1724 году была введена подушная подать, существовавшая на протяжении 150-ти лет как личный прямой налог для мужчин определенных сословий независимо от возраста, величины дохода и имущества. Для определения круга налогоплательщиков была проведена перепись населения. В этот период поземельный налог потерял свою сущностную характеристику - связь с землей [6]. При Павле I в 1797 году размер подати все же стал дифференцироваться в зависимости от количественных и качественных характеристик земли, а также доходов ее владельцев [7], но всё еще сохранял «подушную» природу.

С 1843 по 1856 гг. правительством проводятся кадастровые мероприятия. Их целью было определение доходности казенных селений от земель, промыслов, лесов и др. Прежде всего, определялись площади земель, местных различий почв по названию, качеству, возделываемым культурам и среднему урожаю с каждого рода почвы. Составлялась таблица средней урожайности зерна в определенном районе. Затем составляли сводную таблицу для губернии, и определялся валовой доход, из которого исключались издержки производства и получали чистый доход с десятины по каждому качеству почв и определялся оклад оброчной подати.

В 1851 году Николаем I был принят Устав о земских повинностях. Среди сборов, подлежащих обложению, оказалась и земля. Сбор с земель был определен заранее и брался с десятины без учета её доходности. Налоги с земель давали около 70 % поступлений по земским сборам [8].

После отмены крепостного права и начала земельной реформы правительство Александра II (1855-1881 гг.) попыталось разрешить крестьянский и земельный вопросы, после чего в земельном законодательстве происходит ряд изменений, выводящих его на новый уровень.

Манифест и Положение 19 февраля 1861 г. (общее положение о крестьянах, положение о выкупе и др.) устанавливали право крестьян на земельный надел, а также порядок осуществления выкупных платежей за него [4].

Крестьяне должны были уплачивать казне рассроченные на 49 лет выкупные платежи [11].

В 1863 году в городах был введен всесословный государственный налог на городское недвижимое имущество, которым облагались городские земли и возведенные на них здания и строения, а с 1875 года начал действовать государственный поземельный налог, который выделился из государственного земского сбора и распространялся на земли за пределами городских поселений [3].

После установления Советской власти земельный налог, равно как и другие налоги, были отменены. Дело в том, что само существование земельного налога ставило бы под сомнения базовые постулаты Советской власти. Аналогом данного налога можно назвать сельскохозяйственный налог, хотя общего с прошлым налогом у него был объект - земля. Система налогообложения в данной сфере поменялась коренным образом только в 1981г.

В этом году вся налоговая система подлежала сильному реформированию. Был введен земельный налог, который взимался только с кооперативных предприятий, учреждений и организаций граждан СССР, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства. Стоит сказать, что от уплаты налога был освобожден достаточно широкий круг как юридических, так и физических лиц [10].

В 1923 году вместо прежних налогов был введен единый сельскохозяйственный налог, который взимался частично натурой и денежными средствами и рассчитывался в зависимости от количества едоков, скота и урожайности. С 1953 года сельскохозяйственный налог стал рассчитываться как самостоятельный налог по ставкам с одной сотой гектара площади земельного участка. В поселениях, согласно Указу Президиума ВС СССР от 10.04.1942 № 24 «О местных налогах и сборах», взималась земельная рента по ставкам за квадратный метр в зависимости от класса поселения (I класс - 18 коп., VI класс - 4 коп.).

Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1981 «О местных налогах и сборах» земельная рента была преобразована в земельный налог с более низкими ставками (I класс - 1,8 копеек, VI класс - 0,4 копейки). Впоследствии земельный налог регулировался Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю». Размер налога устанавливался в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

В современной Российской Федерации земельному налогу посвящена 31 глава Налогового Кодекса Российской Федерации, где разъяснены общие положения, налогоплательщики, налоговая база и объект налогообложения, налоговые ставки и льготы, а также порядок уплаты данного налога

Таким образом, земельный налог имеет длительную историю развития со своими особенности. Анализ материала показал, что в основном, земельный налог занимал одно из центральных мест в числе всех видов налогов, однако постепенно начала складываться налоговая система, в которой земельный налог стал играть совсем небольшую роль, из-за чего были периоды, когда он полностью отменялся.

 

Список литературы:

  1. Баташев Р.В. Региональные аспекты налогообложения имущества физических лиц: проблемы и пути решения (на материалах Чеченской Республики) // Молодой ученый. - 2015. - № 22 (102). - С. 344-346.
  2. Бурова А.С., Васильева Е.Г., Губенко Е.С и др. Налоговое право: учебник для бакалавров / под ред. И.А. Цинделиани. 2-е изд. - М.: Проспект, 2016. - 528 с.
  3. Григорьева Л.Г. Налогообложение объектов недвижимости в России и за рубежом. - М.: Редакция «Российской газеты», 2017. Вып. 11. – С. 144.
  4. Гринь Е.А., Пахомова К.Ю. История земельного налога // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». – 2018. - №5(21).
  5. Данилова Е.В. Развитие земельного законодательства в России в первой половине XIX века: историко-правовое исследование: дис. …канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2004. – С. 27.
  6. Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало XX века. - М.: РОССПЭН, 2006.
  7. Иловайский С.И. Учебник финансового права (издание 4-е). - Одесса, типо-хромо-литография А.Ф. Соколовского, 1904.
  8. Ключевский В.О. Сочинения в восьми томах. Курс русской истории. Том 5. – М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958. - С. 277.
  9. Кошелева Т.В., Федосеева М.И. История налогообложения земли и недвижимости в России // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2018. - №2. – С. 35.
  10. Никиткова У.О. История и современность земельного налогообложения в России // Финансы и управление. - 2013. - № 1. - С. 1-16.
  11. Перевезенцев С. Россия. Великая судьба. - М.: Белый город, 2006 – С. 534-537.
  12. Чернов Ю.И. История появления земельного налога и его место в налоговой системе современной России // Научный журнал «Эпомен». – 2019. - № 32. - С. 194-198.
  13. Каирова А.И., Черкашина Н.В. Правовое закрепление и регулирование правового статуса общественных корпоративных объединений инвалидов в России и в зарубежных государствах (часть I) / А.И. Каирова, Н.В. Черкашина // Право и государство: теория и практика. – 2021. – № 11(203). – С. 25-28.

 

. . . . . . .