Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Конституционное развитие Республики Афганистан

Дата публикации: 2020-05-21 23:17:20
Статью разместил(а):
Филатов Иван Александрович

Конституционное развитие Республики Афганистан

Constitutional development of the Republic of Afghanistan

Автор: Филатов Иван Александрович

БФУ им. И. Канта, Калининград, Россия

 e-mail: ivan.filatov441@mail.ru

Filatov Ivan Aleksandrovich

BFU named after I. Kant, Kaliningrad, Russia

e-mail: ivan.filatov441@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается конституционное развитие республики Афганистан. Проведён сравнительный анализ Конституций 1977 и 1987 года, а также ныне действующей Конституции 2004 года. Отмечается, что  в государстве удалось найти баланс между западными моделями государств и историческими особенностями государства и права Афганистана.      

Annotation: This article examines the constitutional development of the Republic of Afghanistan. A comparative analysis of the Constitutions of 1977 and 1987, as well as the current Constitution of 2004. It is noted that the state managed to find a balance between Western models of States and the historical features of the state and law of Afghanistan.

Ключевые слова: Конституция Афганистана.

Keywords: Constitution Afghanistan.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Начиная с 1923 года и до сегодняшнего дня, в Афганистане было принято семь конституций.

Руководящей Партией ДРА (1978-1992 гг.) за все время ее существования была НДПА (DaAfghanistāndakhalqdimukrātīkgund-Народно-демократическая Партия Афганистана), ее участники инициировали все конституционные преобразования того времени.  

Данная партия была создана журналистом Мухаммедом Тараки в 1965 году. Через некоторое время внутри партии начало происходить противоборство между фракциями, “Парчам” (фарси – “Знамя”) и “Хальк” (фарси –‎ “Народ”).  

Подавляющее большинство членов партии «Хальк» были этническими пуштунами. Помимо них в этой партии также существовали и выходцы из крестьянской среды. Участники партии были сторонниками крупных социалистических преобразований.   

В число же парчамистов входили, в основном, представители как среднего, так и зажиточного класса. По их мнению, Афганское общество было недостаточно развитым для того, чтобы начать строительство социализма методами Ленина. Они полагали, что метод должен быть более прагматичным, и акцентировали свое внимание на антиимпериалистическом и освободительном движении.

В Афганистане в июле 1973 года произошел антимонархический переворот. Монархия была устранена. Государство стало республикой. Во главе страны встал президент М. Дауд. Переворот готовили и реализовывали участники и сторонники НДПА. Был сформирован новый высший орган государственной власти. Им стал Центральный Комитет Республики Афганистан. Главной из задач этого Комитета было издание законов и декретов. А также немало важным было государственное планирование развития республики, связанное с  экономической и социальной сферой. Кроме того, сюда также стоит отнести выбор ведущих направлений как внутренней, так и внешней политики государства, определение бюджета страны.   

Постепенно новый режим стабилизировался, и более устойчивыми становились позиции М. Дауда и его соратников. Период стабилизации происходил с июля 1973 года по апрель 1978 года. Соратники президента получили ключевые посты в аппарате страны. Они заняли должности главы правительства, возглавили министерство иностранных дел и министерство обороны. Это дало президенту возможность иметь поддержку со стороны разных общественных групп.

Первая Конституция Афганистана, закрепившая республиканскую форму правления, была принята в январе 1977 года. Основной Закон государства был принят в рамках заседания Лоя Джирги. Это представляло собой совет старейшин, который может рассматриваться как аналог русского Земского Собора. Основной Закон государства, принятый в 1977 году, включал в себя предисловие, тринадцать глав, сто тридцать шесть статей. Стоит также отметить, что Конституция 1977 года лишь формально признавала демократический характер республики, вопрос  о формировании независимых законодательных и судебных органов не ставился. В руках президента были сконцентрированы основные функции, которые были шире полномочий короля.

Итак, Конституция закрепила республиканскую форму правления, во главе республики находился президент. В Основном Законе было закреплено, что в стране существует однопартийная система. Формирование других политических партий и общественных организаций оказалось под конституционным запретом. Компетенция, структура и система высших органов государственной власти были изменены.

Видный государственный деятель и ученый М.С. Фарханг по вопросу принятия новой Конституции заявил, что новый Основной закон отличается противоречивостью, как, впрочем, и тот режим, при котором новый государственный документ был принят. Характерно, что подавляющая составляющая положений нового Основного Закона была взята из шахской Конституции 1964 года. Особенно это касалось положений о правах и свободах граждан страны.

Тем не менее, в новом Основном Законе нашли свое закрепление те изменения, которые появились в политической жизни страны после того, как М. Дауд занял свой пост президента в 1973 году. В частности, в ст. 20 главы «Государство» содержится утверждение о том, что страна является независимой, единой и неделимой. Кроме того, было указано, что Афганистан является республиканским и демократическим государством.

В статье 21 Основного Закона определялась национальная власть. Но далее в эту статью было внесено соответствующее изменение. В частности, появилось утверждение о том, что носителем власти в республике является народ, а не шах.

Изменения не коснулись положений, в которых говорилось об «афганской нации». Данные положения содержались в ст. 21, которые гласили, что Ислам является государственной религией. Остались без изменений положения о правах, которые принадлежали последователям прочих религий. Это содержалось в статье 22. Не были изменены и положения ст. 23, где говорилось об официальных языках, которыми являлись фарси и пушту.  

Таким образом, это был первый, пусть и незначительный, шаг к формированию демократической республики.   

В апреле 1978 года, 27 числа, произошло выступление Вооруженных сил страны. Оно было направлено против правления М. Дадуда. Так произошла Саурская, или по-другому Апрельская революция. В итоге власть захватила Народно-демократическая партия Афганистана. Было провозглашено формирование Демократической Республики Афганистан. Кроме того, образовался Революционный совет ДРА. В апреле, 29 числа 1978 года был издан Декрет Революционного совета, приостанавливающий действие Основного Закона 1977 года.

Говоря о причинах революции, можно назвать те, которые привели к ней объективно. Одной из них был результат введения Основного Закона в 1977 году , благодаря чему в стране был установлен авторитарный режим. Кроме того, была запрещена работа политических партий и общественных организаций. В стране была образована однопартийная система. Это создавало фундамент для недовольства большинства партий, которые находились в оппозиции к власти.

В результате мер, принятых оппозиционными силами, произошло убийство одного из участников НДПА. В апреле, 26 числа, были произведены аресты значительного количества членов партии. Власть была завоевана халькистами. Ими было принято непопулярное решение - провести земельную реформу. Кроме того, они решили закрыть мечети и начать антирелигиозную пропаганду. Такие меры привели к волнениям в народе. И в декабре 1979 года началась гражданская война правительства ДРА при поддержке ВС СССР с нерегулярными бандформированиями, именуемыми моджахедами (борец за веру, за правое, священное дело) или душманами (фарси – “Враг”), получающими помощь из США (главным образом через Пакистан).   

В мае 1978 года был принят новый конституционно-правовой акт. Его создателем являлся Революционный совет ДРА. Он носил название «Основные направления революционных задач ДРА». Данный документ включал в себя короткое предисловие, две части и тридцать пунктов. Документом устанавливались базовые функции Революционного совета и Правительства ДРА.

В предисловии нашли свое отражение ведущие цели и задачи Апрельской революции. Определялась роль НДПА, суть которой была в том, что она является авангардом класса всего трудового народа страны. Также в документе упоминалось о том, как будет принят новый Основной Закон, рекомендовалось  придерживаться «Основных направлений революционных задач ДРА».

Первая часть документа содержала базовые меры, направленные на реализацию правительством внутренней государственной политики. Вторая часть посвящалась внешней политике государства.  

Силу Основного Закона имели и прочие декреты Революционного совета ДРА. Так, в частности, это касается Декрета об отмене ростовщической задолженности крестьян и Декрета о земельной реформе. Последний дал основания для того, чтобы отменить частную собственность на землю.

Исследуя «Основные принципы ДРА», возникают основания полагать, что они внесли определенные изменения в общественную жизнь страны. Так, в частности, они фактически узаконили в государстве тоталитарный режим. Кроме того, принципы законодательно закрепили власть одной партии в государстве. Практически, произошло установление однопартийной системы во главе с НДПА в качестве правящей партии. Однако создать эффективно работающий механизм государственной власти, несмотря на преобразования в государственном аппарате, всё же не удалось. Этого не произошло ни в центре, ни на периферии.

Середина восьмидесятых годов ознаменовалась переменами в мировом масштабе. В результате таких изменений сформировались благоприятные условия для того, чтобы решить  ряд противоречий между странами.

В результате перестройки, которая происходила в Советском Союзе, возникли новые возможности для решения вопросов, существовавших в политической жизни Афганистана. После того, как Бабрак Кармаль был отстранен от власти, и к ней пришел Мухаммед Наджибулла, был сформирован курс НДПА и Правительства ДРА на поиск консенсуса. Такой курс начал реализовываться.

Положение во внутренней политике страны настоятельно требовало решения многих задач. Эти задачи, в основном, нуждались в конституционном регулировании. Это объясняет то, что правотворчество стало иметь ведущее значение. В феврале, третьего числа 1986 года в рамках заседания Президиума Революционного совета ДРА был сформирован состав Революционного совета, задачей которого являлась разработка проекта Основного Закона Демократической Республики Афганистан. К наступлению осени, а именно к ноябрю 1987 года, был создан завершающий вариант. Для того, чтобы принять Конституцию, была созвана Лоя Джирга. В результате этого, 30 ноября 1987 года была принята Конституция.   

В новой Конституции имелась преамбула. Там нашли свое отражение принципы демократии, свободы, упрочения независимости страны. Также в преамбуле были отражены принципы национального суверенитета и охраны территориальной неделимости государства. Нашли свое отражение принципы, в соответствии с которыми должно быть достигнуто национальное примирение и создан более прочный фундамент для единства нации. В преамбуле говорилось о том, что нужно обеспечить социальную справедливость и равенство в стране. Отразились принципы, на основе которых следовало развивать национальную экономику и повышать уровень жизни населения. И, разумеется, были освещены принципы, на основе которых роль и значимость республики будет более прочной в международном сообществе.

Конституцией 1987 года была упразднена монополия правящей партии. В 21 статье Конституции было установлено, что с помощью Лойя Джирги и Национального совета  народ осуществляет национальную власть. А поправками в 1990 году были значительно расширены политические права, устанавливался политический плюрализм.

С того времени, как была установлена независимость страны, до создания переходного правительства в Афганистане принимались многочисленные конституции. В ранее принятых конституциях вопросы межнациональных отношений либо не были отражены, либо истолковывались ограниченно. Факт многонационального характера государства впервые в истории Афганистана признали в Конституции, которая была принята в 1987 году, во время правления Наджибуллы.

Конституция в качестве главного закона в любом государстве имеет основополагающее значение, регулируя экономические, социальные, политические и культурные отношения, среди которых и межнациональные отношения в обществе. В конституции определяются нормы и положения, регулирующие права и обязанности граждан, функционирование и взаимодействие законодательных и исполнительных органов, в рамках которых граждане и государственные органы вступают между собой в правовые отношения.

Вместе с этим в многонациональных государствах конституцией должно обеспечиваться национальное единство всех народов, которые проживают в стране, их равноправие перед законом. В этом отношении Афганистаном пройден долгий путь совершенствования системы законодательства: от признания основных прав и свобод личности до самого факта признания того, что государство имеет многонациональный характер.

При доработке текста Конституции, в 1990 г. были внесены существенные изменения и дополнения во многие положения Конституции. Изменения в основном касались расширения политических прав и свобод граждан, организации нормального функционирования государственных органов. Из преамбулы исключалось положение о Народно-демократической партии Афганистана в качестве инициатора и организатора политики национального примирения. Основой политической системы Афганистана провозглашался политический плюрализм, были исключены или изменены статьи, которые касались роли Национального фронта, профсоюзов, молодежных и женских общественных организаций. НДПА была преобразована в социал - демократическую партию “Ватан” (Отечетство), отказавшись от марксизма - ленинизма. Также исключалась статья, по которой государство регулировало внутреннюю и внешнюю торговлю и оказывало поддержку собственной продукции в конкурентной борьбе с иностранным капиталом и монополиями.

Изменялся состав Лоя Джирги. Новая редакция конституции давала президенту дополнительные полномочия: утверждать государственный гимн, отменять законы, которые противоречат конституции, формировать аппарат президента. В конечном итоге изменения должны были способствовать нормализации обстановки в Афганистане. Однако внесенным поправкам изменить ситуацию не удалось. Попытки проведения конституционных реформ оказались напрасными, так как в апреле 1992 г. в стране в очередной раз произошла насильственная смена политической власти. Кризис режима Наджибулы пришелся на 1992 г. В Кабул вошли вооруженные отряды моджахедов, было провозглашено Исламское государство Афганистан. Наджибулла укрылся в миссии ООН в Кабуле, где пробыл до 1996г.

Таким образом, начинается новый этап борьбы за влияние и власть в Афганистане. На этот раз борьба принимает вооруженный характер между разными партиями, которые некогда составляли широкую оппозицию официальной власти. Были разрушены целые районы афганской столицы, погибли тысячи людей. На этом фоне набирала силу новое военно-политическое образование – движение Талибан, за достаточно короткий промежуток времени овладевшее всеми южными районами Афганистана, а в 1996 г. захватившее Кабул. Наджибулла, скрывавшийся в миссии ООН, был казнен. 

4 января 2004 г. в Афганистане была принята новая Конституция. Ее подготовка сопровождалась бурными дискуссиями, а нередко конфликтами. Несмотря на разногласия при ее подготовке, в частности, взгляды ее создателей различались по форме государственного устройства, было принято решение сохранить преемственность в части унитарного государства.   

Афганистан является исламской республикой, а ее «священной религией» выступает ислам. Сторонники иных религий могут исповедовать их в рамках закона. Ни один закон не может вступать в противоречия с положениями и принципами ислама. 

Таким образом, в республике Афганистан установлен принцип светскости государства. Однако существуют сложности в реализации, принимая во внимание политическую систему. Данное закрепление не является новым: в 50-60-ые годы прошлого века Афганистан уже был светским государством, однако навязывание ислама свело на нет все стремления.

Республика Афганистан по новой Конституции - это свободное, независимое, неделимое унитарное государство.

Конституцией устанавливается равноправие мужчины и женщины перед законом, кроме того провозглашается неприкосновенность свободы выражения, пытки человека запрещены.

Основной закон государства предписывает соблюдать международные договоры, подписанные государством, Уставом ООН, а также всеобщую декларацию прав человека (ст.7). В этой же норме подчеркивается, что государство должно пресекать любые виды террористической деятельности.

Данные положения означают желание государства действовать согласно установленным нормам международного права, а также осознание и решимость в борьбе с терроризмом. Некоторые ученые подтверждают выдвинутый тезис.

В республике Афганистан закреплена президентская форма правления. Главу государства вместе с вице-президентами избирают граждане прямым голосованием. Глава государства несет ответственность перед народом, а также нижней палатой Парламента. Кроме того, он обладает правом назначения министров, Верховного судьи, а также Президента Центрального банка при одобрении нижней палаты Парламента.

В государстве установлена Президентская форма правления, причем президент избирается прямым голосованием вместе с двумя вице-президентами. Он ответствен перед народом и нижней палатой парламента, наделен правом назначения министров, Верховного судьи и Президента Центрального банка с одобрения нижней палаты.

Важнейшим проявлением демократии является закрепление афганской комиссии по правам человека.  

Национальная ассамблея ( Парламент) состоит из двух палат:

1. Национальный совет;

2. Совет Старейшин.

Они избираются прямым голосованием.

Национальный совет в рамках своей компетенции правомочен провести импичмент министрам.

По мнению российских специалистов, ныне действующая Конституция Афганистана содержит в себе дух и ценности афганского общества.

В современном Конституционном праве Афганистана удалось достигнуть некоторого консенсуса между западными моделями организациями государства и историческим прошлым государства, в том числе особенностями права и государства. В правовую систему государства имплентированы основные выборные демократические институты - впервые в истории Афганистана были реализованы всеобщие выборы. На последних выборах главы государства в 2019 году АшрафГани был переизбран на второй срок, явка составила около двух миллионов человек, что составляет шесть процентов от общей численности населения.  

К сожалению, препятствия конституционного развития государства лежат в плоскости правосознания и политической системы государства, которые с течением времени представляется возможным преломить. 

Таким образом, в целях демократического конституционного развития, ныне действующую Конституцию Афганистана 2004 г. следует по праву признать важнейшим шагом вперед. Ее соблюдение и исполнение будут способствовать дальнейшей демократизации государства. 

 

Список литературы:

1. Амини А.Р. Перспективы для утверждения в политической системе Афганистана института светскости /А.Р. Амини // Запад и Восток: история и перспективы развития: Сборник статей 30 - ой Юбилейной Международной научно-практической конференции.  - 2019. - С. 9-14.

2. Коргун В.Г. Афганистан принимает новую Конституцию // Ближний Восток и современность. – М., 2004. – Вып. 21. – С. 254–276.

3.  Кошкина Д.А. Конституционные нормы как элемент правовой борьбы с международным терроризмом /Д.А. Кошкина // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2016. -  № 4 (59). - С. 88-90.

4. Самсор Н.Х. Особенности имплементации Афганистаном международно-правовых актов по правам человека / Н.Х. Самсор // Государственная служба. - № 4 ( 96). - 2015. С. 101-103.  

5. Фаима С. Конституция Афганистана 1977 года и ее влияние на эволюцию Национальных Органов безопасности // С. Фаима. Вестник Таджикского Национального Университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - 2016. - № 2/7 (213). - С. 298-302.  

 

. . . . . . .