Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Влияние цифровой экономики на решение проблем правового регулирования в сфере трудовых правоотношений

Дата публикации: 2020-05-21 23:20:26
Статью разместил(а):
Филатов Иван Александрович

Влияние цифровой экономики на решение проблем правового регулирования в сфере трудовых правоотношений

The impact of the digital economy on solving problems of legal regulation in the field of labor relations

Автор: Филатов Иван Александрович

БФУ им. И. Канта, Калининград, Россия

 e-mail: ivan.filatov441@mail.ru

Filatov Ivan Aleksandrovich

BFU named after I. Kant, Kaliningrad, Russia

e-mail: ivan.filatov441@mail.ru

Аннотация: В данной статье подробно рассмотрено влияние цифровой экономики на решение проблем правового регулирования в сфере наемного труда. Проведён анализ влияния цифровой экономики на решение проблем правового регулирования в сфере трудовых отношений. В статье рассматриваются нововведения, которые помогут решить проблемы, возникшие  при заключении, изменении или прекращении трудовых договоров в электронной форме.   

Annotation: This article discusses in detail the impact of the digital economy on solving problems of legal regulation in the field of wage labor. The article analyzes the impact of the digital economy on solving problems of legal regulation in the field of labor relations. The article discusses innovations that will help solve problems that arise when entering into, changing or terminating employment contracts in electronic form.

Ключевые слова: цифровая экономика, правовое регулирование, трудовые правоотношения.

Keywords: digital economy, legal regulation, labor relations.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

9 мая 2017 года Президентом РФ был подписан Указ № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». План реализации Стратегии включает в себя принятие законодательных и издание иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. В развитие данного Указа Правительство РФ 28 июля 2017 года приняло Распоряжение № 1632-р, утвердившее программу «Цифровая экономика Российской Федерации».

В данной статье подробно рассмотрено влияние цифровой экономики на решение проблем правового регулирования в сфере наемного труда.  

На сегодняшний день словосочетание «цифровая экономика» известно практически всем, множество людей употребляет данное понятие. В развитие Указа Президента РФ Правительство РФ весьма оперативно (28.07.2017) приняло Распоряжение № 1632-р, утвердившее программу «Цифровая экономика Российской Федерации». В тексте программы предусматривается необходимость формирования комплексного, законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики. При том специально отмечается, что рынку труда необходимо опираться на ее требования. Данная программа определяет задачи и цели в рамках пяти базовых направлений развития цифровой экономики в Российской Федерации на период до 2024 года. Одним из составляющих этих направлений являются также нормативное регулирование, информационная безопасность и информационная инфраструктура.

Среди целей, которые смогут помочь решить поставленные программой задачи, следует отметить: развитие сетей связи, которые обеспечивающие потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями; создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности в актуальной и достоверной информации. Кроме того, развитие системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных; обеспечение организационной и правовой защиты личности, бизнеса и государственных интересов при взаимодействии в условиях цифровой экономики.

Необходимо разобраться, насколько цифровая экономика применима к проблемам правового регулирования в сфере наемного труда. В нынешних реалиях каждая из областей современной экономики столкнулась с влиянием компьютеризации. Технологические и технические аспекты оказывают влияние на содержание трудовой функции работников, что естественно приводит к изменениям в содержании трудовых договоров. Но несмотря на это, существует довольно много сложностей, которые связанны с возможностью более широкого применения достижений цифровой экономики в практике правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, закрепления этих процессов на законодательном уровне, в локальных нормативных актах работодателей, в практике заключения, изменения и прекращения трудовых договоров, а так же некоторых других процессах.

Реальная действительность принуждает законодателей совершать определённые действия в этом направлении. Например, возникновение такого вида занятости, как дистанционный труд, привело к появлению в 2013 году в Трудовом Кодексе Российской Федерации  главы 49.1, которая специально регулирует труд дистанционных работников. Статья 312.2 этого же Кодекса прямо закрепляет положение, согласно которому, трудовой договор о дистанционной работе и соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора о дистанционной работе могут заключаться путем обмена электронными документами. Пока что, в соответствии с действующим законодательством, в данных случаях работодатель должен в трехдневный срок направить дистанционному работнику по почте заказным письмом с уведомлением оформленный надлежащим образом экземпляр данного трудового договора на бумажном носителе.

Те меры, которые явочным порядком заставили «технологически» осуществить первые шаги по созданию электронных вариантов оформления трудовых отношений, подталкивают к серьезным поводам, связанных с  размышлением о возможности их дальнейшего развития. Организационными основами для этого стали Указ Президента РФ, а также документы Правительства РФ. В будущем возникает вопрос о возможности расширения применения электронных методов сбора и обработки информации, связанной с трудовыми отношениями на всех их стадиях, а также о легализации электронного делопроизводства в кадровом деле. Вместе с этим необходимо будет решать проблемы, которые могут возникнуть при заключении, изменении или прекращении трудовых договоров в электронной форме. И эти проблемы будут являться, основополагающими при определении вопроса о вводе в стране электронного делопроизводства.

Такие нововведения, конечно же, не будут внедрены за один день, но работа в данном направлении уже начата. Здесь требуется определенный период перехода – причина не только в том, что работодателей и работников в стране множество и все они разные. В первую очередь это вопрос о возможности замены подписи сторон на бумажных вариантах документов электронной подписью. В данном случае возникает немало вопросов – и технических, и правовых. Есть необходимость, прежде чем принимать решение, провести некий правовой эксперимент. Также можно осуществить “пилотный” проект, при условии санкционирования соответствующими государственными органами.

Согласно статистическим данным, только в Трудовом Кодексе Российской Федерации словосочетание «под роспись» (которое применяется к обязанности работодателя ознакомить работника с тем или иным документом) упомянуто 17 раз в 14 статьях. Термины «в письменной форме», «с письменного согласия» употребляются около 150 раз в Трудовом Кодексе Российской Федерации. Это значит, что нужно будет предусмотреть механизм применения электронной подписи с учетом требований, установленных в Федеральном законе от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об электронной подписи». Сначала – в отношении индивидуального трудового договора, затем необходимо подумать и о возможности применения электронной подписи в отношениях по социальному партнерству. Вопрос же о формализации выражения волеизъявления является не концептуальным, а техническим.

Многие работодатели (в основном крупные) уже сейчас организовали у себя ведение некоторых аспектов кадрового делопроизводства в электронной форме. Их опыт мог бы стать основой для создания методик, которые в будущем могут быть утверждены органами государственной власти. Но этому процессу необходима легализация посредством принятия изменений в законодательство, а также иные нормативные правовые акты. Работодатели, которые не могут (по экономическим, техническим причинам) внедрить у себя систему электронного делопроизводства, должны будут иметь право выбирать одну из двух моделей – электронную или бумажную.

Что касается работников, то, в число основополагающих принципов Стратегии Правительства РФ входит: сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг. Это означает, что, даже если на работников будет возложена обязанность применять электронную подпись (к примеру, у тех работодателей, которые примут такой способ делопроизводства), законодательство обязано предоставить ему право получить (при наличии волеизъявления) заверенные копии документов на бумажном носителе.

К тому же, следует добавить, что электронная система кадрового делопроизводства не должна замыкаться на локальном уровне. Прежде всего, в связи с тем, что многие параметры информации, которая связанна с трудовыми отношениями, должны быть доступны государственным органам – от фондов (ПФР и др.,) до надзорных органов и органов, занимающихся рассмотрением трудовых споров (в первую очередь – судов).

Для обеспечения системы электронного делопроизводства в сфере трудовых отношений целесообразно на уровне государства создать специальную единую государственную информационную систему, которая бы могла иметь прямые контакты с уже существующими (например, госуслугами). Здесь граждане имели бы возможность получать необходимую информацию. Ослабление внимания государства к проблемам трудовых отношений, снижение контроля и надзора в этой сфере (не в плане проведения проверок у уже действующих работодателей) на стадии юридического оформления (или не оформления) этих отношений вполне может привести к появлению достаточно обширной сферы «теневой экономики», которая, в свою очередь, не функционирует без «серой сферы» в области наемного труда.

Таким образом, введение электронного делопроизводства должно не только оставаться объективной необходимостью, но и рассматриваться как одной из составных частей, целей и задач по цифровизации, стоящими перед Российской Федерацией. Это сможет упростить и повысить эффективность как кадрового делопроизводства, так и сделать прозрачным механизм взаимоотношений между работодателями, работниками и государственными органами – прежде всего ПФР и другими фондами, контрольно-надзорными органами, судами.

Также необходимо обеспечить для работников, как граждан РФ, право на доступ к информации – в том числе и о своей трудовой деятельности (если эта информация будет вестись в электронной форме), и при смене работодателя. Внедрение системы электронного делопроизводства не потребует внесения изменений концептуального характера в трудовое законодательство (прежде всего в Трудовой Кодекс Российской Федерации) и иные акты, содержащие нормы трудового права. В результате этого, выгоду от внедрения электронного делопроизводства получат все: и государственные органы, и работники, и работодатели. Конечно, необходимо постараться заранее предусмотреть и смоделировать все риски. Нюансов может возникнуть немало, но сама идея является плодотворной.

 

Список литературы:

1. А.Б. Кознов Влияние цифровизации на рынок труда // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №4-2.

2. Куренной А., Костян И., Хныкин Г. Цифровая экономика России. Электронное делопроизводство трудовых отношений // ЭЖ - Юрист. 2017. № 37. С. 10. 

3. Свистунов В.М., Лобачев В. В. Трудовые отношения в условиях цифровизации экономики // Управление. 2017. №4 (18).

 

. . . . . . .