Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

"Разумное обоснование веры" в философской системе А.Ф. Лосева

Дата публикации: 2023-08-23 00:30:54
Статью разместил(а):
Белинский Никита Олегович

"Разумное обоснование веры" в философской системе А.Ф. Лосева

"Reasonable justification of faith" in the philosophical system of A.F. Losev 

 

Автор: Белинский Никита Олегович

ФГБОУ ВО “МПГУ”, Москва, Россия

e-mail: no_belinskii@student.mpgu.edu

Belinskii Nikita Olegovich

MPGU, Moscow, Russia

e-mail: no_belinskii@student.mpgu.edu 

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются богословские взгляды выдающегося ученого 20 века Лосева Алексея Федоровича. Используя разум и науку, в первую очередь как средство для объяснения догматов христианского учения, Лосев пытается понять все мироустройство и самого Бога. Бог для Лосева, прежде всего, логическое понятие, высший разум, в котором не может быть ничего бессмысленного.

Abstract: This article examines the theological views of the outstanding scientist of the 20th century, Alexey Fedorovich Losev. Using reason and science, primarily as a means to explain the dogmas of Christian teaching, Losev tries to understand the entire world order and God himself. For Losev, God is, first of all, a logical concept, a higher mind, in which there can be nothing meaningless.

Ключевые слова: А.Ф. Лосев, разум и вера, тайное монашество, Андроник и Афанасия.

Keywords: A.F. Losev, reason and faith, secret monasticism, Andronikos and Athanasius.

Тематическая рубрика: История, исторические личности.

 

Одним из ярчайших представителей плеяды философов 20 века был профессор философии, преподаватель МГПИ им. В.И. Ленина (ныне МПГУ) Лосев Алексей Федорович. В год 150-летнего юбилея МПГУ, представляется актуальным уделить внимание личности именно этого ученого, с мировым именем, который 44 года своей жизни посвятил работе в этом Университете и безоговорочно является его гордостью. Однажды переступив порог этого ВУЗа, он стал для него родным домом. С невероятным восторгом вспоминают о нем его бывшие студенты, ныне тоже известные ученые, которым посчастливилось у него учиться. Среди его учениц, которые сейчас являются сотрудниками МПГУ – Светлана Александровна Полковникова, доцент, кандидат филологических наук, которая была его аспирантом и до сих пор трудится на кафедре общего языкознания. Бывшая студентка помощника и соратницы Алексея Федоровича Азы Алибековны Тахо-Годи, Непочатова Марина Ивановна, ныне преподаёт на кафедре теологии МПГУ.

Аза Алибековна, вспоминая о том времени с особенной теплотой, рассказывает о встречах Алексея Федоровича со своими аспирантами у них дома за круглым столом. По ее личным подсчетам, их за все время побывало за ним около шестисот человек.

Жизнь этого талантливого человека была наполнена как большими победами, так и трудными испытаниями. После его смерти, при изучении архивов, открылись удивительные обстоятельства жизни ученого. В 1929 году Алексей Федорович вместе с женой, Валентиной Михайловной, тайно приняли монашеский постриг с именами Андроник и Афанасия [1]. По словам его ученицы и помощницы, Азы Алибековны Тахо-Годи, Алексей Федорович был глубоко верующим человеком всю свою жизнь. Но, при этом возможности принадлежать к Церкви и посещать богослужения, по определенным, независящим от него причинам, Лосев был лишен. Разбирая отдельные главы его жизни, а также многочисленные труды исследователя, библиографы находят множество доказательств его религиозности [2]. В преддверие 130 летнего юбилея со дня рождения Алексея Федоровича и 35-летней годовщины со дня его смерти, видится целесообразным,  рассмотреть его философские взгляды. А с учетом не так давно открывшегося обстоятельства его тайного монашеского пострига, особое внимание хочется уделить его философским размышлениям относительно влияния разума в вопросе веры [5].

Лосев, как человек науки, и на веру смотрел через разум. В послании апостола Павла к Евреям 11:3 сказано: «Верою разумеваем». Размышляя на тему веры, Алексей Федорович говорит так: есть люди, которые верят душой, но он сам верит умом, и этот самый ум помогает приказывать сомневающейся душе. Ум у Лосева выступает в тандеме веры и знания, который «не разъединим и не различим». Он даже наделяет богословие функцией трактовки истин Откровения, потому что знание, по его словам, порождает разумную веру. В своей «Диалектике мифа» Лосев сформулировал некий закон, по которому все воплощается и сообщается: мысль – в слове, опыт – в вероучении, а душа – в теле [3]. Таким образом, он объясняет возможность очеловечивания и самого Бога.

Если посредством созерцательного ума мы можем общаться с душой и влиять на нее положительно, то общение с Абсолютом, по Лосеву, происходит через церковные Таинства и обряды. Так как мысль, по его теории, воплощается в слове, то и религиозные переживания должны в чем-то находить свое выражение. И по Лосеву они его находят в действии. А действия в Церкви не что иное, как Таинства. Православное учение о Таинствах и обрядах, по его мнению, соответствует законам диалектики, где все выражается через свое противоположное, так дух, воплощается через Таинства, как через материю. Он критикует протестантизм именно за отсутствие в нем обрядности и Таинств.

В этом смысле он мыслит, как классический философ, говоря, что сознание определяет бытие, то есть дух преобразует плоть и бытие определяет сознание, то есть тело влияет на дух [7]. Для Лосева вопрос Таинств является одним из ключевых в отношении к религии, а поэтому православие, совершающее священные обряды, и есть для него истинная вера. Любое отступление от правил и традиций православия, несоблюдение ритуалов, например, молитву не при восковой свече, а стеариновой, он считал отступлением от «правой веры». Такого же мнения придерживаются и все Отцы Церкви. Святитель Игнатий Брянчанинов, например, говорит о смысле Таинств, как о возможности общения с Богом, наделяя их священной природой происхождения. Иоанн Златоуст объясняет, что ценность Таинств заложена в их источнике – воде и крови, нисшедшие из тела Христа, а потому и священны. В подтверждение слов Лосева о выражении живого через материю, Григорий Нисский, говорит, что камень, хлеб, вино и вода являются просто предметами, но после воздействия Святого Духа посредством Таинств, они становятся ценными и имеют великую силу благотворного воздействия на человека [4].

Критике по принципу истинности христианской веры у Лосева подвергся не только протестантизм, но и католичество, за учение о Filioque. Он видит причину заблуждения в том, что они слишком очеловечили образ Христа, забывая о Его божественной природе. И подвергли идолопоклонству Его человеческий образ, при этом умаляя Святой Дух. Именно в учении о Filioque Лосев видит исходное различие между православием и католицизмом. Преподобный Амвросий Оптинский на этот счет говорил, что хоть Римская Церковь численностью и превосходит православную, но принимая учение о Filioque, она уклонилась в ересь, так как в Евангелии от Иоанна прямо сказано о том, что: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое... (Ин., 14:26)

Лосев ни в коем случае не был против почитания человеческого образа Христа, когда говорил, что католическая Церковь слишком очеловечила Его. Наоборот, он и сам утверждал, что вера в богочеловеческую личность Христа есть прямое следствие работы предельно развитого ума. И в вопросе Триадологии у него тоже все соответствует канонам православия. Троица у него «единосущностная и нераздельная» [6]. Правда, к этому утверждению он приходит через абсолютную диалектику, называя ее истиной философией, которая приводит к православной вере. В этом взгляде на веру через логическое ее объяснение и есть главная особенность Лосева. У него даже сам Бог – это логическое понятие. В «Диалектике мифа» он отождествляет богословие с истинной философией. Он видит мир, как один великий смысл, наполненный божественной энергией. Также было и у Иустина Философа. Он считал, что истинная философия заключена в христианском учении, которое он тоже пытался объяснять философскими понятиями. Возможно, это следствие их увлеченностью платонизмом. И, тем не менее, именно благодаря облачению христианского учения Апологетами на востоке в конкретные философские формы, мы и получили богословие. Продолжая сравнение Лосева с Иустином Философом, можно найти еще одно сходство в определении их, как христиан. Иустина называли sub habitu philosophi, Что в переводе с латинского звучит так: «в обличии философа», а Лосева по этой же аналогии можно назвать монахом в обличие философа.

Развивая тему разума в вопросе веры, он это делал глубоко осмысленно и на то были свои причины. Он говорит, что разумом мы доверяем Богу и склоняемся перед Его волей, что позволяет вынести любые испытания на своем пути. Вера, по его словам, это только теория, а доверие – практика. Душа верит Богу и это хорошо, но внушить ей доверие к Богу может только разум. Тема доверия в христианском учении действительно ключевая. Наш современник, священник Валерий Духанин, говорит, что доверие – это одна из ступеней веры, то есть ее проявление.

Попробуем разобраться, это ли имеет ввиду Алексей Федорович, когда отделяет душу и разум, веру и доверие. Апостол Павел пишет: «… по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим., 12:3), что тоже говорит об источнике ее появления[8]. Согласно словарю Ожегова, доверие – это уверенность в чьей-либо правоте. Означает ли это, что доверие приходит после убежденности человека, то есть после практического опыта? Об этой практической функции доверия как раз и говорит Лосев. Но этот практический опыт должен за чем-то следовать. И он следует – за верой. Таким образом, доверие – суть проверенная вера, при этом доверие, как убежденность есть суждение, то есть функция ума. Из чего следует, что справедливо утверждение о связи доверия с разумом человека и также верно утверждение о том, что доверие – это производная веры, так как складывается из ее опыта.

Размышлял Алексей Федорович и о высшем разуме. Он говорит, что факт существования живого мира уже является доказательством существования и мирового разума. Само понимание материи, как движущейся субстанции наделяет ее жизнью. А если она живет, то вполне способна развиться до состояния «мыслящей материи». Материя, порождающая сознание – это нечто большее, чем просто материя, она всемогуща, а значит божественного происхождения. Сама тема материи, а именно вопрос происхождения материального мира, был предметом большого спора между христианами и языческими мыслителями. Согласно православному догмату, Бог сотворил материю из ничего. И в этой трактовке есть принципиальная разница христианского учения и философского учения Платона и Аристотеля, которые наделяли материю «началом совечным Богу» [10]. Они утверждали, что Бог только оформляет уже существующую материю и упорядочивает ее. В христианском учении материя происходит в результате творческого акта и только этим можно объяснить ее существование. Следовательно, попытка Лосева объяснить происхождение материи все-таки носит философский подтекст. При этом в своем стремлении объяснить ее происхождение, он делает это не столько потому, что это вопрос веры, а в большей степени как повод оспорить материалистическую идею. И в этом споре он приходит к выводу, что материализм – синоним слова сатанизм. Осуждая христианство за требование верить в богочеловеческую сущность материи, они, по словам Лосева, заставляют слепо, не рассуждая, следовать за ними. «Что же это, как не сатанизм?» – говорит он. Лосев называет материализм, хулой на Духа Святого, «воинствующем безбожием» [5].

Называя себя ученым, философом, апологетом ума, Лосев использует разум и науку, в первую очередь как средство для объяснения догматов христианского учения. Разум у Лосева стоит выше веры, так как способен внушать человеку доверие к Богу в тот момент, когда душа находится в сомнении. Разумом он пытается понять все мироустройство и самого Бога. Бог для Лосева, прежде всего, логическое понятие, высший разум, в котором не может быть ничего бессмысленного. Понимание Абсолюта он заимствует у греческих философов, в частности у Платона. Для Лосева все христианское учение проходит через диалектику. Все, что нельзя объяснить логически, на основе диалектических принципов и законов им не принимается как истина. Он убежден в разумности христианского учения, но при этом пытается облечь его в философскую форму, чтобы доказать его истинность [9].

Вместе с тем, как на сегодняшний день происходит изучение и осмысление духовного наследия этого прекрасного ученого, в свет выходят многочисленные публикации, проводятся научные конференции и тематические встречи. Люди, которым посчастливилось вместе с ним работать или у него учиться, могут часами говорить о нем, как о человеке величайшего таланта и невероятно светлого ума. А мы, к тому же можем гордиться еще и тем фактом, что долгие годы своей удивительной жизни он провел в стенах нашего Университета.

 

Список литературы:

1. Аза Тахо-Годи. Лосев: Жизнь замечательных людей. - М., 2007. – 534 c.

2. Бабурин Алексий, иерей. Монах Андроник [из разговоров с А.Ф. Лосевым]  // Москва. №4. 1995. - С.187 - 190.

3. Бойко П.Е. Идея христианской духовности в философии религии А.Ф. Лосева / П.Е. Бойко // Творчество А.Ф. Лосева в контексте отечественной и европейской культурной традиции: К 120-летию со дня рождения и 25-летию со дня смерти: материалы международной научной конференции XIV "Лосевские чтения": в 2 ч. / Под общей науч. ред. А.А. Тахо-Годи и Е.А. Тахо-Годи; сост. Е.А. Тахо-Годи. – М.: Дизайн и полиграфия, 2013. – Ч. 2. – С. 176–184.

4. Василий (Кривошеин), архиеп. Афон в духовной жизни Православной Церкви // Богословские труды. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2011. - 745 с.

5. Вахитов Р.Р. Поздний Лосев и марксизм. Вопросы философии. – 2018. – № 1. – С. 106 - 116.

6. Гранкова М.В. Идея философии религии в творчестве А.Ф. Лосева // Вестник РХГА. 2015. №4. - С. 200 – 205.

7. Григорий Богослов, свт. Творения. Т. 1. – М.: 2007. – 895 с.

8. Игнатий Брянчанинов. Полное собрание творений и писем: В 8 т. / Общ. ред. О.И. Шафранова. – изд. 2, испр. и доп.: Письма: В 3 т. - М.: Паломник, 2011; Творения: В 5 т. Т.1. - М.: Паломник, 2014. - 656 с.

9. Казанский П.С. История Православного монашества на Востоке. В 2-х частях. Ч. 2. – М.: Паломник, Воскресение, 2000. - 606с.

10. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Под ред. сост., подг. текста, общ. ред. А.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкого. – М.: Мысль, 2001. – 558 с.

 

. . . . . . .