Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Семейная политика советского государства в 1920-1930-е годы.

Дата публикации: 2024-02-19 04:11:06
Статью разместил(а):
Стаценко Анна Валерьевна

Семейная политика советского государства в 1920-1930-е годы

Family policy of the Soviet state in the 1920s and 1930s

 

Авторы:

Ермолаева Юлиана Андреевна

МБОУ города Иркутска "СОШ № 11 с УИОП имени И.А. Дрица", г. Иркутск, Россия

Yermolaeva Juliana Andreevna

Secondary school11 named after I.A. Drits, Irkutsk, Russia

Стаценко Анна Валерьевна

МБОУ города Иркутска "СОШ № 11 с УИОП имени И.А. Дрица", г. Иркутск, Россия

e-mail: annstacenko@yandex.ru

Statsenko Anna Valerievna

Secondary school11 named after I.A. Drits, Irkutsk, Russia

e-mail: annstacenko@yandex.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются основные аспекты государственной семейной политики в 1920-1930-е годы, показано изменение духовной, идеологической основы государственных реформ в области семейно-брачных отношений.

Abstract: The article examines the main aspects of state family policy in the 1920s and 1930s, shows the change in the spiritual and ideological basis of state reforms in the field of family and marriage relations.

Ключевые слова: семейная политика, семья и брак, материнство и детство, советское государство.

Keywords: family policy, family and marriage, motherhood and childhood, the Soviet state.

Тематическая рубрика: История, исторические личности.

 

Семейная политика – это комплекс мер, направленных на регулирование отношений между членами семьи, а также на обеспечение защиты и поддержки семьи со стороны государства. В настоящее время приоритетными направлениями семейной политики Российской Федерации является поддержка, укрепление и защита семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества [1], но так было не всегда в истории нашего государства.

Современные исследователи выделяют пять этапов и соответствующих им моделей государственной семейной политики: «постреволюционная» модель, «сталинская» модель, советская социальная модель, «первая постсоветская» модель и новейшая модель [2].

Данная статья посвящена сравнительному анализу первых двух периодов в истории семейной политики нашего государства.

В традиционном российском дореволюционном обществе, представление о сущности семьи и брака основывалось на православном христианском вероисповедании, согласно которому, семья – это малая церковь: «Брак есть таинство, в котором естественный любовный союз мужчины и женщины, в который они свободно вступают, обещая быть верными друг другу, освящается в образ единения Христа с церковью. В этом таинстве освящается семейная жизнь, а так же рождение  воспитание детей. [3, 71]. Отношение к семье как к важнейшему и непременному условию жизни человека сохранялось в русском обществе в начале ХХ века прежде всего в крестьянской среде, а, как известно, в то время почти 90% населения были крестьянами. «Неженатый не считается у нас настоящим крестьянином», - писали из Ильинской волости Ростовского уезда Ярославской губернии. – на него смотрят отчасти с сожалением, как на нечто не цельное, отчасти с презрением».

Холостой образ жизни считался отклонением от нормы, странностью. Семья воспринималась как хозяйственная и нравственная основа правильного образа жизни. «Холостому быть хозяином общество запрещает», - сообщалось в конце XIX века из Болховского уезда Орловской губернии». [4, 340]. Такое патриархальное отношение к браку сохранялось и в других группах российского общества, хотя, например, в рабочей среде уже наблюдались такие тенденции , как снижение рождаемости, ослабление экономических связей между супругами, родителями и детьми, усиление самостоятельности женщины» [5].

На православном христианском мирововоззрении выстраивалось в Российской империи правовое отношение к браку и семье. Брак рассматривался как религиозный акт и функции государства сводилась к правовой защите семьи. Выдающийся правовед и общественный деятель XIX века Константин Победоносцев в «Курсе гражданского права» пишет: «Брак в юридическом смысле есть соединение мужчины и женщины, освященное общественным сознанием, т.е. получившее юридический характер. Но недостаточно смотреть на брак с одной только юридической стороны: это был бы взгляд односторонний. Брак, без сомнения, заключается по договору: им возбуждается договорное, обязательное отношение, в котором и жена и муж взаимно принимают на себя обязанности; брачный союз производит отношения и по имуществу; но все эти отношения занимают второстепенное место. Сущность брака — в условиях физической и душевной природы человека, а не юридическое только соединение двух воль. Соединение двух воль требует соглашения и сделки; но этою идеей договора далеко не исчерпывается содержание брачного союза. Побуждение к нему и цель его — исполнение коренного закона природы, в силу коего живая и цельная личность человека стремится дополнить себя, ищет себе дополнения и усовершения в такой же личности другого пола» [6].

В 1917 г. в Российской империи произошла революция, был свергнут с престола император Николай II и к власти пришло либеральное Временное правительство, которое, в свою очередь, было свергнуто партией большевиков во главе с В.И.Лениным. Новое советское государство провозгласило курс на строительство справедливого общества на основе полного разрыва с прошлым, согласно идеологии марксизма.

В трудах основоположников этой идеологии, Карла Маркса и Фридриха Энгельса, семья рассматривается исключительно в негативном смысле, как форма порабощения женщины мужчиной и детей родителями, которая должна быть уничтожена: «Уничтожение семьи! Даже самые крайние радикалы возмущаются этим гнусным намерением коммунистов. На чем основана современная, буржуазная семья? На капитале, на частной наживе. В совершенно развитом виде она существует только для буржуазии; но она находит свое дополнение в вынужденной бессемейности пролетариев и в публичной проституции. Буржуазная семья естественно отпадает вместе с отпадением этого ее дополнения, и обе вместе исчезнут с исчезновением капитала. Или вы упрекаете нас в том, что мы хотим прекратить эксплуатацию детей их родителями? Мы сознаемся в этом преступлении. Но вы утверждаете, что, заменяя домашнее воспитание общественным, мы хотим уничтожить самые дорогие для человека отношения. А разве ваше воспитание не определяется обществом? Разве оно не определяется общественными отношениями, в которых вы воспитываете, не определяется прямым или косвенным вмешательством общества через школу и т. д.? Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспитание; они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса. Буржуазные разглагольствования о семье и воспитании, о нежных отношениях между родителями и детьми внушают тем более отвращения, чем более разрушаются все семейные связи в среде пролетариата благодаря развитию крупной промышленности, чем более дети превращаются в простые предметы торговли и рабочие инструменты» [7, 46-47].

Такое отношение к семье и браку и стало основой государственной политики большевиков. Согласно статье 52 Кодекса законов об  актах гражданского состояния, семейном, брачном и опекунском праве, принятого на сессии ВЦИК 16 сентября 1918 года «только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в Отделе записей актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов, изложенные в настоящем разделе. Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождает никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком [8].

Таким образом, мы видим, что брак в новом советском государстве перестал быть церковным таинством, были отменены ограничения  по количеству браков (до революции четвертый и последующие браки запрещались) больше не существовало,для развода было достаточно обращения в отдел ЗАГС или местный суд в одностороннем порядке. Это привело к резкому падению значимости института семьи.

По мнению большевиков, для женщин брак и материнство являлись главными препятствиями женской эмансипации. «Семья отмирает, она не нужна ни государству, ни людям... на месте эгоистической замкнутой семейной ячейки вырастает большая всемирная трудовая семья», - писала А.М. Коллонтай, один из основных идеологов большевизма в области семейной политики и феминизации, еще в 1919 г.; а в 1923 г. она заявила, что советское правительство «снимет бремя материнства с женских плеч и переложит его на государство». Она также добавляла, что «семья в ее буржуазном понимании вымрет» [5].

Законнорожденные и незаконнорожденные дети были уравнены в правах, пересмотрены отношения детей и родителей. Государство стало активно вмешиваться в жизнь семьи, оказывать ей экономическую поддержку, контролировать процесс воспитания ребенка.

Говоря о свободе родителей от детей нельзя не отметить такой важный шаг советского законодательства, как легализация абортов. Аборт позволял женщине планировать свою жизнь и отдавать больше времени общественно-полезному труду. Предлагались меры экономической поддержки беременных и кормящих женщин.

Но, к сожалению, ни аборты, ни устроенные в специальные учреждения дети, проблемы матерей-одиночек не решали — многие женщины были вынуждены и работать, и содержать малолетнего ребенка, поэтому с сентября 1918 года кормящим матерям -труженицам полагался «паек первой категории или дополнительная карточка наравне с людьми, занятыми тяжелым физическим трудом.

За полгода до издания Семейного кодекса, 27 апреля 1918 года, вышел Декрет ВЦИК, которым отменялось право наследования — как по закону, так и по «духовному завещанию». Имущество умершего отныне переходило в собственность государства, семье выплачивалось из него содержание.

Семейный кодекс 1918 года утвердил необходимость подачи заявления «о рождении или о нахождении ребенка в трехдневный со дня события срок» с указанием, помимо прочего, которым по счету ребенком у данных родителей являлся новорожденный. Запись подкреплялась подписью родителей. Если ребенок рождался у незамужней женщины, без отца он все равно не оставался: «Забеременевшая и не состоящая в браке женщина не позднее как за 3 месяца до разрешения от бремени подает заявление в отдел записей актов гражданского состояния по своему месту жительства, указывая время зачатия, имя и место жительства отца.

В Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года, в разделе, где шла речь о детях и регистрации новорожденных, отдельно оговаривались случаи нахождения брошенного младенца. Чаще всего он попадал в детприемник, а оттуда — в детский дом-ясли. Институт опеки, имевший место в дореволюционной России, в 1918 году отменили. Детдомовцы должны были стать первыми новыми людьми советского государства, семьей которых будут Ленин и партия.

Если отношения супругов в новом государстве должны были стать сугубо личными, основанными на обоюдном желании и равноправии, освобожденными от постоянного контроля церкви и старых моральных норм и даже необязательно зарегистрированными, то отношения детей и родителей, напротив, из частного дела становились делом общественным.

Однако идея общественного воспитания детей оказалась не более чем утопической. По данным официальной статистики, к 1927 г. в стране насчитывалось свыше полумиллиона детей, никогда не видевших своих отцов.

Несмотря на усилия большевиков по разрушению института семьи, в первое десятилетие после революции семье не нашлось подходящей замены, «оказалось, что общество не может обойтись  без семьи, даже наше несчастное общество, полуразрушенное и полузамученное революцией. Поэтому независимо от государства и даже в пику ему само общество, так сказать, на добровольных началах создает семейную организацию».

И действительно, с начала 1930-х годов семейная политика стала меняться, это было связано с тем, что к власти в результате внутрипартийной борьбы после смерти В.И. Ленина пришел И.В. Сталин,  который провозгласил идею построения социализма в одной стране в противовес идее мировой революции и поэтому, хотя основная идеология не поменялась, тем не менее произошли существенные изменения в отношении семьи.   

В семейной политике произошел откат к традиционному пониманию семьи как важной опоры государства: супружеская пара становилась ответственной перед обществом за воспитание детей, поведение супруга или супруги и других членов своей семьи. К членам семей возвращались их традиционные роли. Женщины отвечали за рождение и воспитание детей, за быт семьи, они несли на себе весь домашний труд и, помимо этого, материально поддерживали семью своей зарплатой, так как в большинстве советских семей зарплаты мужа было недостаточно, чтобы обеспечить даже минимальный прожиточный уровень. Советским женщинам стали отводить только две возможные для них роли: труженицы и матери. Мужчины же выполняли традиционные для себя роли добытчика, защитника и главы семьи.

В этой связи надо отметить, что, стремясь создать стимулы к увеличению деторождения, сильно упавшего в 1930-е гг., правительство предпринимает меры, укрепляющие семью и брак.

Впервые пособие, целью которого было поощрение рождаемости, было установлено многодетным матерям Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских домов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». Данный нормативный правовой акт кардинально отличался от проводившейся ранее государственной семейно-правовой политики, заключавшейся в свободе выбора не только брачного партнера или способа оформления семейных отношений.

Устанавливалась уголовная ответственность для врачей и тех, кто побуждал женщину к аборту, в виде лишения свободы на срок до двух лет.

В этот период предусматривалось оказание материальной помощи многодетным матерям, имевшим шесть детей, при рождении каждого следующего ребенка им выдавалось денежное пособие в размере 2000 руб. в год в течение 5 лет. Данное постановление, хотя и было направлено на рост количества многодетных семей, но способствовало этому незначительно, так как материальная поддержка предполагалась только при рождении седьмого ребенка, а таких семей было немного.

Помимо этого отныне брак расторгался только при условии обязательного вызова супругов в ЗАГС, который был обязан принять все возможные меры к примирению супругов. Отметка о разводе ставилась в паспорта, увеличилась цена развода: от 50 рублей в первый раз до 300 рублей за третий развод.

Закон расширил круг лиц, которые могли подавать заявления об алиментах. Кроме родителя или опекуна это могли сделать прокурор, профсоюз, органы ЗАГС и др. Размеры алиментов определялись теперь не судом, а заработной платой ответчика: 1/4 часть заработной платы на 1 ребенка, 1/3 – на двух, 1/2 – на трех и более детей.

Нормативный правовой акт можно считать одной из первых социально значимых мер, которые были направлены на восстановление традиционной семьи. Предпринятые меры дали положительные результаты. На основе имеющихся материалов статистики можно говорить о том, что был остановлен спад городской рождаемости и начался процесс ее роста.

Анализ различных исторических источников показывает, что в дальнейшем государственная семейная политика стала более гибкой и реалистичной, при сохранении главной марксистской идеи общественного воспитания детей и освобождения женщины из сферы неэффективного, домашнего труда на основе всеобщего вовлечения в общественное производство и развития общественного питания и бытового обслуживания. Однако все эти разрушительные для семьи процессы не получили достаточного развития и глубины, а здоровый консерватизм позволил семье, претерпевшей столь существенные воздействия и изменения, модернизироваться, сохранив многие традиции, и выжить [5].

Подводя итог сравнительному анализу семейной политики в советском государстве,  можно сделать вывод о том, что в первые годы советской власти семейная политика основывалась на революционных марксистских постулатах о семье, как отмирающем буржуазном пережитке, что абсолютно не соответствовало традиционному представлению о семье в дореволюционном российском обществе. Это было время разрушения традиционной семьи и отказа от преемственности семейного законодательства.

Несмотря на все усилия большевиков по разрушению семьи, она сохранилась, и в 1930-е годы, когда в результате внутрипартийной борьбы к власти пришел И.В. Сталин, семья снова была признана важнейшим социальным институтом.

 

Список литературы:

  1. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.
  2. Носкова А.В. Эволюция государственной семейной политики в России: от советских к современным моделям.
  3. Епископ Александр (Семенов Тян-Шанский). Православный катехизис. Издание БПХЛ и Малого предприятия «Восточное обозрение». Иркутск. 1991.
  4. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. «Паломник», 2000.
  5. Цинченко Г.М. Политика в отношении семьи в первые годы советской власти.
  6. Победоносцев К.П. Курс гражданского права.Т.I-III.
  7. Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Принципы коммунизма. Манифест Коммунистической партии. – М.: Издательство ИТРК, 219. – 68 с.
  8. Кодекс законов об актах гражданского состояния, семейном, брачном и опекунском праве.: Болдырев Н.В., Болдырев Д.В. Смысл истории и революция /Сост., вступ. Статья и примеч. М.Б. Смолина. – М.: Изд-во журнала «Москва», 2001. – 400 с., илл. – (Пути русского имперского сознания).

 

. . . . . . .