Профессиональная компетентность учителя
Профессиональная компетентность учителя
Teacher`s professional competence
Авторы:
Замуруева Ольга Александровна
Гимназия № 7, г. Одинцово, Россия
e-mail: olya-zam@mail.ru
Zamurueva Olga Alexandrovna
Gymnasium № 7, Odintsovo, Russia
e-mail: olya-zam@mail.ru
Степанова Мария Александровна
Гимназия № 7, г. Одинцово, Россия
e-mail: pandaloser@mail.ru
Stepanova Maria Alexandrovna
Gymnasium № 7, Odintsovo, Russia
e-mail: pandaloser@mail.ru
Аннотация: В данной статье авторы пишут о требовании современных стандартов, особых критериях оценивания профессионализма учителя, его профессиональной компетентности.
Abstract: the article is devoted to requirements of modern educational standarts, special benchmarks of teacher`s evaluation, professional competence.
Ключевые слова: компетентность педагога, образование, педагогика.
Keywords: teacher`s competence, education, professional competence, pedagogy.
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
Требования современных стандартов в системе образования предусматривают глубокие психологические знания и использование этих знаний в области педагогики. Сам характер развития образования обусловил возникновение иных требований к личности и профессионализму учителя. Кроме того, переход от знаниевой к компетентностной парадигме предполагает изменение требований к профессиональной компетентности педагога.
В виду того, что сегодня возникли особые критерии к оценке профессионализма учителя, стоит уделять особое внимание именно на детальном рассмотрении вопроса формирования (повышения уровня) профессионально-педагогической компетентности. Высококомпетентный учитель сегодня – это тот учитель, который не только осведомлен о личностных особенностях детей и подростков, но и активно использует эти знания в практической деятельности.
Психолого-педагогическая компетентность – это умение строить свою профессиональную деятельность, соответствующую требованиям ориентировочной, структурной и функциональной полноты, мотивационной и коммуникативной адекватности. Само определение компетентности складывается из множества компонентов. Получается, что высоко компетентный педагог всегда должен быть знаком со своими мотивами и чувствами, а также мотивами и чувствами учащихся, владеть результативными коммуникативными технологиями, отлично представлять себе, что и как отразиться на общем образовательном результате.
Многие специалисты не делают различий между понятиями «компетентности» и «грамотности» психологического характера, причем психологическая грамотность рассматривается как начальный уровень компетентности. Собственно, в основе любой грамотности или компетентности лежит адекватное использование профессионального и личного опыта, знаний и навыков, преломленных ситуацией и самой личностью педагога. Это предполагает глубокое знание собственных потребностей, «плюсов» и «минусов», психологии личности и малых групп.
Компетентность коммуникативного порядка – это способность адекватно принимать и транслировать информацию, поддерживать педагогически целесообразные профессиональные отношения, способность принимать эффективные с точки зрения педагогической деятельности решения, учитывая возрастные и индивидуальные различия учащихся.
Социально-психологическая компетентность – это очень интересная с практической точки зрения характеристика. Это умение стратегически и тактически планировать образовательные и воспитательные результаты, применять и даже разрабатывать технологии, выбирать средства достижения результатов. Таким образом, мы видим, что психолого-педагогическая компетентность – это не просто степень осведомленность в области психологии и педагогики. Это качественный уровень личностной готовности применения имеющихся знаний, а главное, необходимость самому педагогу быть личностью, готовой к изменениям, развитию, максимальному раскрытию собственного потенциала.
В чем же значение этих психолого-педагогических знаний и умений? Дело в том, что высокая степень психолого-педагогической компетентности позволяет учителю применять разнообразные методы и подходы, гибко минуя скрытые, явные психологические «ловушки», так или иначе встречаемые на пути как молодых, так и опытных специалистов-педагогов.
Кроме того, приобретенная система знаний и умений позволяет перекроить собственную деятельность так, чтобы получить более весомый результат. Это тем более важно, поскольку современный школьник приобрел своеобразные психологические особенности, связанные с восприятием информации и ее обработкой (мышлением). Мышление современного ученика отличается образностью, и, как упоминается в ряде публикаций, так называемое «клиповое».
«Клиповое» мышление – это наличие огромного объема информации, которая имеет отрывистый, эклектичный характер. К сожалению, пользование мобильными приложениями телефонов, персональными компьютерами, просмотр телепрограмм сделало мышление современных детей и подростков не очень критичным в отношении поступающей информации, в ряде случаев лишая его нужного инструментария – способности к структурному анализу, логике, способности последовательно обобщать и, главное, объяснять.
Мы видим воочию, что сегодняшние дети, в отличие от поколений 80-х или 90-х, с трудом воспринимают информацию с бумажных носителей, не способны длительно фиксировать внимание на устном изложении материала учителем, поскольку формируемое интернет-сетью и иными масс-медиа «клиповое» мышление требует образов зрелищных, желательно готовых к восприятию деталей, без логического их упорядочивания. Это мышление – защитная реакция организма на переизбыток информации.
Что касается знаний психологии людей, возможно, стоит начать с собственной личности, поскольку, во-первых, невозможно хорошо знать психологию других, не зная самого себя, а во-вторых, значение собственного «Я» способствует развитию, самоактуализации. Важно понимать, ничто не привлекает к личности педагога, как его собственная индивидуальность. Харизматичный человек, хорошо владеющий собой и своими эмоциями, имеющий немалый кругозор, в том числе, в области гуманитарных знаний, сам по себе привлекает внимание.
А для фигуры учителя личностная притягательность тем более важна, ведь учитель вступает в коммуникацию и способствует формированию личностей детей. Психолого-педагогическая компетентность проявляет себя как способность особым способом взаимодействовать с другими людьми. В общем-то, психолого-педагогическая компетентность не сводится только к одной характеристике, будь то личностные особенности учителя, либо его знаний в области педагогики и психологии, либо сугубо профессиональному таланту. Тут важно все, и именно эта закрученная композиция дает необходимый результат в преподавании предмета или в организации воспитательной работы.
Психолого-педагогическая компетентность определяется не только знаниями и умениями, еще и совокупностью личностных особенностей. Особое место в этом занимает коммуникативный комплекс личностных качеств – способность к рефлексии, эмпатии, психологическая гибкость, общительность, способность работать в группе, харизма. Способность планировать деятельность (как свою, так и чужую) связана не только с организационными способностями и навыками, но способностью структурировать, анализировать информацию, кроме того, планирование в самостоятельном «режиме» невозможно. Вся педагогическая деятельность так или иначе завязана на общении, на окружающих людях, с которыми, если вы хотите достичь результатов нужно уметь договариваться.
Пойдем от личностной «составляющей» - способности влиять на людей. Сегодня невозможно быть влиятельность персоной без постоянного стремления самосовершенствоваться. Влиятельный в межличностном плане человек должен быть интересен. А интересен от тогда, когда его душа занята интересным для него делом, то есть он сам чем-то очень занят и его жизнь насыщена интересными событиями.
К слову сказать, влияние – это не только харизма, это психо-эмоциональная уравновешенность, авторитетность, рассудительность, внешняя привлекательность. Рассматривая приведенную выше схему, мы должны понимать, что эта попытка отразить компетентность носит ограниченный характер, и все эти составляющие должны рассматриваться если не в сочетании, то хотя бы в тесной связи между собой.
Все компетенции замыкаются на мотивационной составляющей. Что же это означает? Чем человек увереннее и успешнее в своем деле, тем он больше и больше заинтересован в результатах своего труда. Мотивация – категория формируемая, хрупкая, зависимая от множества факторов, а это означает, что мы должны осознать одну вещь: большинство из наших профессиональных способностей закладываются не только самой природой, но и формируются нами же в процессе деятельности, а замыкается все на нашем желании достигать образовательных результатов.
Еще один компонент компетентности, включенный в личностную составляющую – «инновационная мобильность». Речь идет о том, что человек, претендующий на хороший уровень профессионализма, в особенности, если речь идет о психологии и педагогике, должен быть актуальным, соответствующим своему времени, а чаще всего даже немного опережать его в каких-то побуждениях, стремлениях, навыках.
Невозможно по-настоящему влиять, если вы не знаете, чем именно заняты умы детей, что они любят, что находится на пике моды, о чем мечтает и на что надеется наше подрастающее поколение. Добавим, ко всему прочему, что педагогическая деятельность побуждает нас справляться с новинками и нововведениями технического свойства. Учитель может быть прекрасным специалистом, но, если он не владеет техникой, компьютером, не знает принципов работы сети, социальных сообществ, он, увы, не будет современным и по-настоящему востребованным.
Итак, психолого-педагогическая компетентность – это комплексная характеристика, где педагогическая деятельность тесно связана с психологией, психологическими знаниями и навыками.
Если психология дает основу для знания людей и их особенностей, то педагогика позволяет найти подходы к формированию личности и к ее управлению. Мы помним, что педагогика – это целенаправленное влияние на личность, основывающееся на знании психологии. Таким образом, педагогика с помощью приемов психологического характера способна с успехом решать профессиональные задачи. Действительно, воспитатель или педагог, обладающий психологическими знаниями способен более тонко различать разнообразные педагогические ситуации, правильно и адекватно интерпретировать состояния, использовать психологических инструментарий – анкеты, тесты, опросники.
Совершенствование качеств учителя, необходимых для его педагогической деятельности и профессиональной самореализации с целью развития профессионально важных характеристик личности (анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя, приемы умственного тренинга, приемы дискуссий и приемы мозгового штурма и др.) Профессиональные позиции, установки, педагогические умения, личностные качества как структурные элементы профессиональной компетентности могут быть предметом становления профессионализма педагога.
Таким образом, в развитии психологической компетентности главная роль отведена самосовершенствованию, профессиональному и личностному самосознанию, выделению своих профессиональных позиций. Психологическая компетентность формируется у педагога неравномерно, в течение профессиональной жизни. Видеть эту внутреннюю динамику – значит оценить ее, дать прогноз его профессионального и личностного роста.
Литература:
1. Белкин А.С., Нестерова В.В. Педагогические компетенции: Екатеринбург, Центр «Учебная книга», 2003.
2. Варданян Ю.В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога. Москва, 1998.179 с.
3. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога. Педагогика, 2003. №10, с. 51-55.