Формирование здорового образа жизни в детском саду
Формирование здорового образа жизни в детском саду
Formation of a healthy lifestyle in kindergarten
Автор: Мещерякова Виктория Викторовна
МДОУ «Краснояружский Центр развития ребенка - детский сад», Белгородская область, Россия
e-mail: meshcheryakova-73@list.ru
Mescheryakova Victoria Viktorovna
Krasnoyaruzhsky Center for Child Development - Kindergarten, Belgorod Oblast, Russia
e-mail: meshcheryakova-73@list.ru
Аннотация: В данной статье рассмотрены понятия здоровья в целом и здорового образа жизни, определены основные способы его формирования.
Annotation: In this article, the concepts of health in general and a healthy lifestyle are considered, the main ways of its formation are determined.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, формирование здорового образа жизни.
Keywords: healthy lifestyle, health, formation of a healthy lifestyle.
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
Самое драгоценное, что есть у человека – это здоровье. С этим трудно не согласиться. Но последнее время состояние здоровья у детей дошкольного возраста вызывает большую тревогу.
Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Практика показывает, что формирование здорового образа жизни в раннем детстве является фундаментом здоровья в зрелом возрасте.
Что такое здоровый образ жизни человека? Это рациональный режим дня и питания, оптимальная двигательная активность, соблюдение правил гигиены, культура эмоций или психосаморегуляция, отсутствие вредных привычек и пагубных пристрастий (алкоголь, никотин, наркотики), активная жизненная позиция, потребность мотивационной культуры, духовная культура и здоровый психологический климат.
Как же сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки ЗОЖ и когда это начинать?
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Данная работа включает в себя систематизацию мероприятий по сохранению, укреплению здоровья детей; по формированию осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляции поведения в соответствии с ними; систематизацию разнообразных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.
Целью работы воспитателя по здоровьесбережению является создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.
Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в нашем детском саду реализуется через все виды деятельности детей и проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка ДОУ.
В соответствии с ФГОС для более эффективного решения образовательных задач область «Здоровье» интегрируется в программе «От рождения до школы» с областями «Познание» где, у детей расширяется кругозор в части представления о здоровье и ЗОЖ.
«Социализация» - идет формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдении элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ.
«Безопасность» - дети познают основы безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья.
«Коммуникация» способствует развитию свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека.
«Чтение художественной литературы» - это чтение художественных произведений для обобщения и закрепления содержания области «Здоровья».
«Музыка», где дошкольники прослушивают записи классических и современных произведений, что положительно влияет на организм ребенка; улучшает работу сердца, уменьшает раздражительность, отгоняет тревогу, снижает озлобленность.
Формы, методы и приемы работы с детьми самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, беседы познавательного характера, разнообразные дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты.
В процессе образовательной деятельности дети получают элементарные представления о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердце, мозга, костей, и др), рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.
Особое внимание уделяем формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. Работаем над воспитанием самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Также даем знания о правильном питании, так как прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду.
В режим дня включены различные формы двигательной активности детей – это непосредственно образовательная деятельность по музыкальному и физическому развитию, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, спортивные упражнения, физкультурные минутки, самостоятельная двигательная активность, физкультурные досуги, спортивные праздники.
В группе создан «Уголок здоровья» в котором предлагаются детям знания валеологического характера. Такой уголок, помогает ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учит анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогает освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.
В содержание «Уголка здоровья» входят дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены; дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
В уголок природы подобраны растения со специфической экологической значимостью:
- амаралис, бегония – уничтожают микробы;
- аспидистра, алоэ – нейтрализует действие газов;
- папоротник – увлажняет воздух;
- хлорофитум – очищает химический состав воздуха.
Для физического развития детей в группе и на прогулочной площадке созданы условия: оборудованы физкультурные уголки. Вместе с детьми выявляем значимость движения для здоровья, пользы подвижных и спортивных игр.
Для улучшения работы по укреплению здоровья детей и совершенствованию знаний в вопросах здорового образа жизни в своей работе используем следующие здоровьесберегающие технологии:
- для повышения общего жизненного тонуса, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы, укрепления диафрагмы, улучшения сердечнососудистой системы- дыхательную гимнастику , ароматерапию;
- по профилактике плоскостопия - самомассаж стоп, ходьбу по «дорожкам здоровья»;
- для развития мелкой моторики рук, способности координации движений - пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвращает возникновению детских неврозов;
- различные виды массажа и самомассажа рук, которые стимулируют прилив крови к рукам, способствуют психоэмоциональной устойчивости, повышают функциональную деятельность головного мозга;
- массаж ушных раковин, основанный на стимуляции биологически активных точек, полезен для улучшения работы дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний;
- массаж ног - эффективный метод закаливания.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используем как традиционные, так нетрадиционные формы работы, такие как: информационные бюллетени, рекламные буклеты, тематические выставки, библиотека здоровья. Оформляем информационные уголки здоровья «Вот я болеть не буду», «Как я расту», проводим консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания, спортивные семейные эстафеты. Родители являются постоянными участниками всех конкурсов, проводимых в детском саду. Доброжелательный настрой формирует обстановку вокруг нас, создает уют, хорошую атмосферу в семье. Теплая атмосфера в доме и детском саду – залог здоровья ребенка.
Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:
• в физическом плане – умеет преодолевать усталость;
• в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
• в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
• в нравственном, в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Анализируя работу по формированию основ здорового образа жизни у детей, можно сделать следующие выводы:
- используются в работе современные авторские программы по внедрению здоровьесберегающих технологий в воспитательно–образовательном процессе;
- разрабатываются и используются в работе с детьми перспективные планы проведения занятий, дидактические и сюжетные игры по формированию основ здорового образа жизни;
- организуются различные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.
Данная работа имеет определенные результаты, а именно:
- активизация и заинтересованность детей и родителей в вопросах здорового образа жизни;
- развитие познавательной активности детей в усвоении знаний по гигиене, анатомии, физиологии человека, валеологии;
- снижение заболеваемости в группе, в связи с повышением уровня знаний у детей об основах образа жизни;
и является характерным показателем эффективности нашей оздоровительной работы.