Значение административного принуждения как способа государственного управления
Значение административного принуждения как способа государственного управления
The Importance of Administrative Coercion as a Mode of Government
Автор: Носкова Екатерина Александровна
ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь, Россия
Email: mashyanova1998@mail.ru
Noskova Ekaterina Aleksandrovna
Perm State National Research University, Perm, Russia
Email: mashyanova1998@mail.ru
Аннотация: Научная новизна и оригинальность настоящей статьи заключается в рассмотрении основных характеристик и ключевых особенностей административного принуждения в качестве способа осуществления управления государством на территории Российской Федерации. Его направленности, приведении краткого описания особенностей государственного управления посредством применения института административного принуждения. Административное принуждение используется как мера поддержания законности и правопорядка, один из основных способов защиты прав, свобод и интересов гражданина и общества в целом.
Annotation: The scientific novelty and originality of this article lies in the consideration of the main characteristics and key features of administrative coercion as a way of implementing state administration on the territory of the Russian Federation. Its orientation, giving a brief description of the features of public administration through the use of the institution of administrative coercion. Administrative coercion is used as a measure to maintain law and order, one of the main ways to protect the rights, freedoms and interests of a citizen and society as a whole.
Ключевые слова: административное принуждение, государственное управление, административный ресурс.
Keywords: administrative coercion, public administration, administrative resource.
Тематическая рубрика: Юриспруденция.
Меры административного принуждения являлись предметом изучения с 40-х годов XX века. В то время их определяли как применение органом государственного управления установленных законом принудительных мер в целях пресечения или предупреждения административных проступков, а также привлечения лиц, их совершивших, к административной ответственности.
Говоря о тех особенностях, обратив внимание на которые, можно понять, чем является административное принуждение и как его отличить от иных способов государственного управления, то можно выделить следующие тезисы:
1. Цель административного принуждения – защита общественных административных и иных отношений от нарушений.
2. Административное принуждение реализуется посредством материального, физического, организационного воздействия на сознание и действия лиц.
3. Административное принуждение реализуется посредством властных полномочий органов государственного управления.
4. Административное принуждение применяется как к физическим лицам, юридическим лицам, так и к неопределенному кругу лиц.
5. Административное принуждение выражается в понуждении к выполнению обязанностей и запретов гражданами и организациями и чаще сопровождается негативными последствиями личностного, материального или психического характера для объекта.
6. Административное принуждение в предусмотренных законом случаях применяется в судебном порядке.
Таким образом, сегодня административное принуждение можно определить как применение мер негативного административного воздействия представителем административной власти или судьей к физическим и юридическим лицам в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
На сегодняшний день государство, реализуя оговоренные общеобязательные меры, обеспечивает соблюдение субъектами административно-правовых норм с целью охраны общественного порядка, безопасности, пресекает и предупреждает совершение административных правонарушений, поэтому постоянный анализ эффективности и проработанности механизма реализации мер административного принуждения стоит во главе управленческих задач государства.
Безусловно, применение мер административного принуждения – это не основной метод управления, он является специфическим. Они применяются органами государственной власти, должностными лицами только в отношении тех граждан и юридических лиц, кто нарушает административное законодательство, в чьих действиях имеется угроза нарушения прав иных лиц, государства, а также угроза тяжких, опасных последствий.
Меры административного принуждения, изучив работы нескольких ученых, можно разделить на классические три группы по целям их применения:
1. Меры, применяемые с целью наказания за совершенные действия.
2. Меры, применяемые с целью пресечения противоправного поведения лица.
3. Меры, применяемые с целью восстановить нарушенные права, принудить к исполнению неисполненной обязанности, устранения неблагоприятных последствий.
Безусловно в существующей реальности возможно смешанное применение указанных групп мер.
Существуют разные мнения насчет деления административных мер принуждения на группы, кто-то не относит восстановительные меры к мерам административного принуждения, кто-то выделяет дополнительную группу контрольно-предупредительных мер, к которым относятся проверка документов, осмотр транспортных средств, досмотр багажа и др. другие же исследователи выделяют группу процессуально-обеспечительных мер. Говорить об этом можно бесконечно, но важную роль играет практика применения их в реальной жизни, поскольку созданы они и реализуется для благополучия граждан.
Из этого можно сделать вывод, что только карательная направленность применения мер административного принуждения соответствует узкому их пониманию, куда как их содержание и плюрализм подходов говорит о том, что административное принуждение является более широким понятием.
Применение всех видов административного принуждения необходимо рассматривать как стадии единой административно-надзорной и административно-наказательной деятельности с обеспечением их универсального законодательного процессуального регулирования.
Литература:
1. Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности: Учебное пособие. Пермь: Издательство Пермского университета, 1969.
2. Власов В.А., Студеникин С.С. Советское административное право. М.: Госюриздат, 1959. С. 166 – 173.
3. Глащенко В.Д. Проблема соотношения административного принуждения и административного наказания // Административное право и процесс. 2019. N 12. С. 63 - 68.
4. Каплунов А.И. Административная ответственность как форма административного принуждения // Сибирское юридическое обозрение. 2019. N 4. С. 518 - 524.
5. Россинский Б.В. Административное право и административная ответственность: Курс лекций. М.: Норма, 2017. С. 200 - 201.
6. Россинский Б.В. Понятие, классификация и природа мер административного принуждения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2021. N 11. С. 3 - 9.
7. Фиалковская И.Д. Сущность метода принуждения в теории административного права // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. N 2-1. С. 290 - 294.