Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Развитие навыка чтения у младших школьников

Дата публикации: 2024-05-06 20:47:16
Статью разместил(а):
Хоменя Наталья Борисовна

Развитие навыка чтения у младших школьников

Development of reading skills in primary schoolchildren

 

Автор: Хоменя Наталья Борисовна

ГБОУ "Школа N 93", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: n.homenya@mail.ru

Khomenia Natalia Borisovna

School N 93, St. Petersburg, Russia

E-mail: n.homenya@mail.ru

 

Аннотация: Большую часть новой информации мы получаем посредством чтения. От того, насколько быстро и легко мы читаем, зависит успешность в обучении. Чтобы быстро и правильно читать, нужно расширять поле зрения читающего.
В статье рассмотрены некоторые способы, которые помогают младшим школьникам в развитии навыков чтения.

Abstract: We receive most of the new information through reading. Success in learning depends on how quickly and easily we read.
To read quickly and correctly, you need to expand the reader’s field of vision. The article discusses some ways that help primary schoolchildren develop reading skills.

Ключевые слова: навык чтения, младшие школьники.

Keywords: reading skills, primary schoolchildren.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Большинство детей, обучающихся в школе, зачастую уже испытали неприятные переживания на некоторых уроках и сделали для себя вывод, что к этим предметам у них нет способностей.

Из-за этого определенный предмет или школа вообще становятся сигналом, который запускает неприятные воспоминания, заставляющие ребенка плохо себя чувствовать. Иногда это голос учителя (что-то вроде «Ты ничего не понимаешь!»), но чаще это внутренняя картинка, сопровождающаяся неприятными переживаниями. В ежедневных переживаниях ученикам становится сложно чему-либо научиться. Если реакция ребенка по-настоящему сильна, психологи даже определяют ее как «школьную фобию». По реакции читающих детей, почти безошибочно можно определить, у кого из них есть «фобия» на чтение. Особенности памяти также связаны с приятными и неприятными переживаниями.

Чтобы что-то вспомнить, надо вернуться в то состояние сознания, в котором была получена информация. Естественно, если в начале урока ребенок был огорчен или обижен учителем, а затем получил новые сведения по предмету, то чтобы вспомнить в последствии изученное, он должен вернуться в то состояние. И поскольку он не хочет чувствовать себя плохо, он вряд ли вспомнит. Возможно, именно этим обьясняется «тотальная амнезия» у большинства детей на все 11 лет учебы.

Большую часть новой информации мы получаем посредством чтения. От того, насколько быстро и легко мы читаем ,зависит успешность в обучении

Чтобы быстро и правильно читать, нужно расширять поле зрения читающего.Достичь этого помогает работа с таблицами Шульте (книга «Быстрое чтение»Олега Андреева). Андреев предлагает считать по квадрату 25-40 минут в день про себя. Этот способ эффективен для совершенствования навыков чтения у старшеклассников, студентов, взрослых.Для начальной школы необходимо уметь читать вслух. Поэтому мы предлагаем видоизмененный вариант для младших школьников. 6 тренировочных квадратов. Один квадрат на неделю. Важным является фиксирование взгляда на цифре, расположенной в центре квадрата. Остальные цифры (от 1-25 и от 25-1) отыскиваются боковым зрением, за счет этого происходит тренинг расширения поля зрения крайне необходимого для целостного восприятия многосложного слова целиком, для развития навыка предугадывания. Чтобы исключить запоминание расположения цифр. Каждую неделю используется одна из шести вариантов таблиц.

Успешный первоклассник справляется с этим заданием за 40-45 секунд. Для ребенка-дислексика необходимо развивать умение справляться с данным заданием за одну минуту. Счет по таблицам Шульте становится своеобразной «зубной щеткой» для поддержания функции переключаемости внимания в тонусе. Когда ребенок начинает укладываться в норматив, предлагаются варианты

Отыскать, назвать, показать четные цифры от 2 до 24 туда и обратно.

Отыскать, назвать, показать нечетные цифры от 1 до 25 туда и обратно

Отыскать, назвать, показать нечетные цифры по возрастающей, четные по убывающей. Целесообразно регулярно повторять такой тренинг дома под контролем родителей.

Считать утором перед школой, днем после школы, вечером после ужина.

Если ребенок неусидчив, долго не может настроиться на выполнение учебной задачи полезно использовать счет по квадрату для восстановления функции внимания за одну минуту до начала урока после перемены. Это благоприятно скажется на восприятии учебного материала в классе.

Один и тот же материал для чтения можно использовать в нескольких вариантах (разный шрифт, измененный ракурс).

При первом знакомстве с текстом читайте традиционно, уделяя большое значение уточнению лексического значения незнакомых слов. Напомните детям: «Умный не тот, кто все знает, а тот, кто знает, у кого спросить». В школе это учитель, дома старшие братья и сестры, родители.

Второй раз можно читать повернув текст на 90 или 180 градусов (вверх тормашками)

Скучно читать одно и тоже несколько раз, но без этого не добиться выработки стойкого навыка. Поэтому третий раз прочитайте тот же материал с закрытой нижней частью строки (1/3 чуть ниже пояска буквы «н»). Затем, прикройте верхнюю часть строки. Данные варианты чтения развивают смысловую догадку, усиливают концентрацию внимания.

Для уточнения, расширения и обогащения словаря полезно поиграть в игру «Любопытный». Ход игры: составляется предложение из четырех слов по вопросам Кто? Что делает? Кому? Что? Каждое слово в предложении начинается на одну и ту же букву. Например: Папа покупает Пете портфель.

Выполняйте эти простые рекомендации, и вы заметите, как у ребенка происходят изменения в процессе овладения чтением: устраняются замены букв, автоматизируется слияние слогов, осуществляется переход к чтению целыми словами, развивается смысловая догадка, появляется умение понимать смысл прочитанного, чтение становиться интонационно выразительным, увеличиваются скоростные показатели, а главное - уходит страх перед необходимостью читать вслух перед классом, и наиглавнейшее - ребенок начинает любить читать, получать удовольствие от этого увлекательного процесса.

 

Список литературы:

1. АндреевО.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Книга для учащихся старших классов. М.:Просвещение, 1991.

2. Климанова Л., Обучение чтению в начальных классах. Школа, 1999.

 

. . . . . . .

technologi.site