Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Построение ландшафта процесса служебного расследования дорожно-транспортных происшествий

Дата публикации: 2024-05-07 17:56:19
Статью разместил(а):
Майзина Елизавета Андреевна

Построение ландшафта процесса служебного расследования дорожно-транспортных происшествий

Building a landscape of the process of official investigation of road accidents

 

Авторы:

Майзина Елизавета Андреевна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Оренбург, Россия

e-mail: mayzina.elizaveta@yandex.ru

Mayzina Elizaveta Andreevna

Orenburg State Uneversity. Orenburg, Russia

e-mail: mayzina.elizaveta@yandex.ru

Лукоянов Владимир Андреевич

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Оренбург, Россия

e-mail: tjer2006@yandex.ru

Lukoyanov Vladimir Andreevich

Orenburg State Uneversity. Orenburg, Russia

e-mail: tjer2006@yandex.ru

 

Аннотация: Любое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) требует выяснения причин его совершения. Расследование причин ДТП для транспортных предприятий является одним из ключевых процессов. Идентификация и определение коренных причин нарушения составляющих безопасности дорожного движения, приведших к ДТП, и способствующих им обстоятельств является не только одной из задач служебного расследования ДТП, но и неотъемлемой частью организации безопасного дорожного движения и эксплуатации подвижного состава предприятия. Поэтому описание процедуры расследования причин дорожно-транспортных происшествий в рамках деятельности компании является актуальной задачей. В данной статье рассмотрено описание процесса служебного расследования ДТП с применением нотации BPMN 2.0.

Abstract: Any traffic accident (RTA) requires clarification of the reasons for its commission. Investigation of the causes of accidents for transport companies is one of the key processes. Establishing the true causes of the violation of road safety rules that led to an accident, and the circumstances contributing to them, is not only one of the tasks of an official investigation of an accident, but also an integral part of ensuring road safety and vehicle operation. Therefore, the description of the procedure for investigating the causes of road accidents within the framework of the company's activities is an urgent task. This article describes the description of the process of official investigation of an accident using the BPMN 2.0 notation.

Ключевые слова: СМБДД, служебное расследование дорожно-транспортного происшествия, ландшафт процесса.

Keywords: road safety management system, accident investigation, process landscape.

Тематическая рубрика: Транспорт и коммуникации.

 

Положения национального стандарта ГОСТ Р ИСО 39001-2014 в качестве одного из приоритетных процессов системы менеджмента безопасности дорожного движения выделяют проведение расследование ДТП, целью которого является:

1) определить лежащие в основе факторы, которыми она (система) может управлять и/или влиять на них и которые могут послужить причиной или способствовать возникновению данных происшествий;

2) идентифицировать необходимость в корректирующих действиях в области БДД;

3) определить возможность предупреждающих действий в области БДД.

По своей сути такой процесс представляет собой оперативное мероприятие, направленное на получение данных об обстоятельствах дорожного происшествия и фиксация таких данных в документированной информации и/или записях по процессу с целью их дальнейшего анализа.

На основе полученных результатов анализа данных представителями руководства в области БДД компании формируются стратегические и оперативные меры по предупреждению и сокращению ущерба от последующих дорожно-транспортных происшествий.

В контексте рассматриваемого процесса поставщиками входов являются диспетчерская служба; начальник колонны; специалист БДД; свидетели, присутствующие (видевшие) обстоятельства ДТП. Потребителем выходов являются структурное подразделение транспортного предприятия. С помощью ресурсов в виде комиссии, специалиста БДД (при необходимости ГИБДД) и средств фиксации, входы в виде факта ДТП с участием подвижного состава транспортного предприятия, показаний свидетелей и обстоятельств ДТП преобразуются в выходы, в виде акта служебного расследования и установленные причины совершения ДТП.

В таблице 1 представлены входы, выходы, ресурсы и управляющие воздействия, влияющие на процесс служебного расследования ДТП.

Таблица 1 – Данные, необходимые для описания процесса с помощью IDEF0

Входы

Факт ДТП с участием подвижного состава транспортного предприятия

Показания свидетелей

Обстоятельства ДТП

Управляющие воздействия

Приказ Минавтотранса РСФСР №49

Положение о СМБДД

Постановление Правительства РФ №1090

СТО в области БДД и технической эксплуатации подвижного состава

Приказ МВД №664

Ресурсы

Комиссия

Специалист БДД (при необходимости ГИБДД)

Средства фиксации

Выходы

Акт служебного расследования

Установленные причины и условия, способствующие возникновению ДТП

Для того, чтобы развернуть основные составляющие процесса необходимо декомпозировать процесс. Элементами бизнес-процесса являются субпроцессы:

– «зафиксировать вещественные доказательства, следы, имущества и другие предметы, имеющие отношения к ДТП»;

– «составить схему ДТП с геометрическими параметрами дорожной обстановки»;

– «освободить проезжую часть»;

– «записать показания свидетелей происшествия и их данные»;

– «изучить обстоятельства ДТП»;

– «зафиксировать документально факты, предметы и обстоятельства ДТП»;

– «провести анализ причин и условий ДТП».

Модель в нотации BPMN 2.0формирует ландшафт процессов, реализуемых в рамках служебного расследования ДТП.

Нотация BPMN (Business Process Modeling Notation) предназначена для описания:

– порядка проведения работ, составляющих бизнес-процесс;

– определения направления потоков данных, образующихся между элементами бизнес-процесса;

– определения потоков информационных сообщений между участниками процесса;

– ассоциирования обрабатываемых элементов процесса с работами процесса.

В Российской Федерации данная нотация не стандартизована, однако существует международная версия стандарта. Международная организация по стандартизации (ИСО) опубликовала стандарт моделирования бизнес-процессов ISO / IEC 19510:2013, который базируется на спецификации OMG BPMN версии 2.0.1.

В нотации BPMN 2.0 выделяют четыре основные категории элементов:

– роли или зоны ответственности; 

– объекты потока управления;

– соединяющие объекты;

– артефакты.

Используя элементы нотации BPMN, было получено описание процесса, через выделение 5 дорожек, отображающие функции участников процесса. Преимуществом данной нотации является возможность графического воспроизведения хода протекания процесса с автоматической проверкой логики взаимодействий. Получены и распределены по местам возникновения и необходимости перечни, образующихся документов и записей по процессу. Детализирован перечень действий и возможных сценариев протекания процесса с учетом различных обстоятельств ДТП.

Полученные модели процесса расследования ДТП с участием подвижного состава позволили выделить направления и хронологию создания информационных потоков в ходе протекания подпроцессов, установить этапы, зоны и объемы передачи ответственности между участниками процесса, установить и отобразить логическое выполнение различных сценариев протекания процессов, в зависимости от ряда факторов.

 

Список литературы:

1. Лукоянов В.А. Характеристика процессной модели системы менеджмента безопасности дорожного движения транспортного предприятия / В.А. Лукоянов, В.В. Матвеева, В.В. Беспалов, И.А. Воробьёв // Прогрессивные технологии в транспортных системах: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. – 20-22 ноября 2020 г. – ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет». - Оренбург.  –  С. 364-367.

2. Семенов Д.О. Анализ системы менеджмента безопасности движения на транспорте/ Д.О. Семенов, Д.О. Нежинский // Transport business in Russia. – 2018. – № 2. – С. 81-85.

3. Лукоянов В.А. Иллюстрация использования стандартов семейства IDEF для описания транспортных процессов на примере услуг аварийных комиссаров / Лукоянов В.А., Косых Д.А., Коробова Е.И. // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбургский государственный университет. – Оренбург: ОГУ. – 2017. – С. 358-364.

 

. . . . . . .

technologi.site