Личностный подход к учащимся класса "Особый ребенок" через игру
Личностный подход к учащимся класса "Особый ребенок" через игру
Personal approach to students of the "Special Child" class through the game
Автор: Ходакова Лидия Петровна
ГБОУ "Школа № 584 "Озерки", Санкт- Петербург, Россия
e-mail: olga.apolonova2015@yandex.ru
Khodakova Lidiya Petrovna
School № 584 "Ozerki", St. Petersburg", Russia
e-mail: olga.apolonova2015@yandex.ru
Аннотация: Статья посвящена для детей с ОВЗ, реабилитировать и социально адаптировать воспитанника с особыми возможностями здоровья к окружающему миру и через игру.
Abstract: The article is devoted for children with disabilities to rehabilitate and socially adapt a pupil with special health opportunities to the outside world and through play.
Ключевые слова: одарённость детей, игра.
Keywords: giftedness of children, play.
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
Игра – это особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Игра способствует согласованности в работе рук и глаз, совершенствованию координации движения, гибкости и точности.
Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии начатого и адекватно организованного обучения и воспитания. Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.
Цель: реабилитировать и социально адаптировать воспитанника с особыми возможностями здоровья к окружающему миру.
Задачи:
1. Создание условий для воспитания социально адаптированной личности.
2. Познакомить с основными моделями коммуникативного поведения.
3. Формирование навыков коллективной трудовой деятельности.
4. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами и с другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания.
5. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
6. Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.
7. Обучение детей речевым средствам общения.
Детей класса «Особый ребенок» нужно учить и развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности - игры. Одна из важных задач - это создание таких условий, которые способствовали бы развитию детей, раскрытию его творческого потенциала. Ведущей деятельностью детей класса «Особый ребенок» является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Ориентир на развитие личности ребенка усиливает интерес к его изучению. В центре ребенок, уровень и особенности его развития, зная которые мы можем прогнозировать, выстраивать индивидуальное обучение и воспитание, создавать благоприятные условия для этих процессов.
Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых разных сферах человеческой деятельности. Потребность в общении, во внешних впечатлениях все можно выразить в игре.
Благоприятный эмоциональный настрой во время игры приносит детям радость общения, восторга.
Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.
В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжета.
Игры со сверстниками в младшем школьном возрасте предоставляют ребенку широкое поле для интеллектуального и морального тренинга, апробации своих возможностей, понимания других людей. Ребенок не всегда воспринимает совокупность объективных ценностей, а иногда наоборот, активно усваивает иные, что вызывает проблемы в его развитии. Игра становится одним из средств гармонизации ценностных ориентиров, а главное - средством формирования личностного опыта индивида.
Развитие личности включает становление ее социального, коммуникативного пространства - сферы отношений, круга общения, собственного микросоциума, индивидуальности. Это предполагает вхождение субъекта в специфическую личностно-развивающую образовательную ситуацию.
Игровая деятельность выступает одним из необходимых факторов формирования личностного опыта. Игровая деятельность детей имеет большие возможности для формирования детского сообщества, чем другие виды их деятельности, так как именно в игровой деятельности наиболее развивается активность самих детей. В других видах деятельности ведущая роль принадлежит педагогам.
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.
Игра удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей.
Игры – уроки жизни. В ходе игры дети не только выполняют игровые действия, но и проявляют отношения к партнеру по игре. Это отношение обусловлено, с одной стороны, ролью, а с другой – личностными отношениями детей. К таким играм относятся игры по системе «Монтессори».
Уроки развития речи, включающие в себя занятия по ознакомлению с окружающим, специальные логопедические занятия, направлены на расширение у детей представлений об окружающем мире и умений пользоваться речью. Детей учат понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции, формируют умение общаться со взрослыми, с детьми. Для того чтобы повысить речевую активность, нужно ставить детей в ситуации, когда речь необходима, включать речь в игру.
В своей работе на уроках использую как совместные, так и в самостоятельной деятельности игры детей, такие как: «Чудо дерево», «Волшебная корзинка», «Разноцветный сундучок», «Цветик - семи цветик», «Сложи картинку», «Загадки-задачки» и многие другие, в них включаю различные игровые моменты: появление сказочных персонажей, различные путешествия по станциям, разгадывание ребусов, загадок, кроссворды, различные физкультминутки.
Благодаря включению игр на уроках – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребенка на предметы и явления окружающей действительности, формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных знаний, которые носят поисковый характер, воспитывается волевые качества личности ребенка, формируется связная речь, обобщается нравственные и эстетические чувства ребенка, развитие внимания, память, мышление, интеллектуальное развитие. Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей, интерес к различным играм и их умственное развитие.
В работу я привлекаю и родителей. Провела собрание «Познавательное развитие детей через игру». Такая систематическая работа дала положительные результаты.
На следующий год планирую продолжить работу по данной теме. Данная тема помогает мне активизировать детей на уроках и повысить качество знаний у детей.
Качество организации и проведения игры – от выбора до ее окончания – зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми.
Игра «Узнай предмет» (волшебный мешочек или коробка с сюрпризом)
Цель: развитие восприятия и тактильной памяти.
Возраст: 4-10 лет.
Необходимые приспособления: мешок, коробка, разные мелкие предметы — игрушки, катушки, ручки и т.д.
Описание игры: ребенку предлагается определить на ощупь, какие вещи находятся в мешке. Если детей несколько, то задание немного другое: ведущий определяет на ощупь предмет и описывает его словами, а остальные дети должны угадать, что это за предмет.
Комментарий: необходимо, чтобы ребенок дал как можно более полное описание выбранного предмета. Ему можно помогать вопросами, касающимися размера, формы, материала, предназначения этого предмета.