Физкультурно-оздоровительная направленность обучающегося
Физкультурно-оздоровительная направленность обучающегося
Physical culture and recreational orientation of the student
Авторы:
Рютина Лариса Николаевна
к. п. н., доцент кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Иркутский Государственный Университет Путей Сообщения», г. Иркутск, Россия
Rutina Larisa Nikolaevna
сandidate of pedagogical Science, associate Professor of physical culture and sports Irkutsk State University of Railway Transport, Irkutsk, Russia
Бахматова Надежда Денисовна
ФГБОУ ВО «Иркутский Государственный Университет Путей Сообщения», г. Иркутск, Россия
e-mail: nadyabah123@gmail.com
Bakhmatova Nadezhda Denisovna
Irkutsk State University of Railway Transport, Irkutsk, Russia
e-mail: nadyabah123@gmail.com
Аннотация: В статье рассматривается проблема низкой двигательной активности юношеского возраста и заболевания опорно-двигательного аппарата (на примере сколиоза), а также оздоровительная программа при данной патологии.
Annotation: The article deals with the problem of low motor activity of youth and disease of the musculoskeletal system (for example, scoliosis), as well as a Wellness program for this pathology.
Ключевые слова: двигательные качества, опорно-двигательный аппарат, здоровье.
Key words: motor qualities, musculoskeletal system, health.
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
На сегодняшний день существует проблема несоответствия между низким уровнем двигательной подготовленности молодых людей, как следствие недостаточной физической активности на фоне увеличившихся интеллектуальных нагрузок, и предъявляемыми высокими требованиями к состоянию физической работоспособности на современном рынке труда. К сожалению, по данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний молодого поколения, в структуре патологической пораженности основную роль играют болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (болезни позвоночника). Непосредственно по этой причине «болезням века» отнесли сколиоз.
В связи с этим в ВУЗах возникает необходимость создания благоприятных условий, направленных на повышение развития двигательных качеств студентов. Физкультурно-оздоровительная подготовка обучающихся обеспечивает развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, повышение уровня работоспособности и направлена как на физическое совершенствование личности, так и на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Обучающемуся исключительно важно регулярно находиться в движение. Так как движение – это жизнь. Совершенно не обязательно должны быть тяжелые нагрузки и интенсивные занятия спортом, достаточно подобрать для себя наиболее оптимальное упражнения и соблюдать регулярность их выполнения. Физические упражнения укрепляют связки и сухожилия, повышают упругость и выносливость мышц, способствуют формированию красивой осанки и спортивной, подтянутой фигуры. Это может быть финская ходьба, легкий бег, велоспорт, катание на роликах, плавание, аэробика и многое другое. Кроме того, во время занятий спортом оказывается благоприятное воздействие на сердечнососудистую систему, усиливается обмен веществ, кровь обогащается кислородом.
Каждый человек при рождении получает от своих родителей генетические задатки в виде основных двигательных способностей (гибкость, сила, быстрота, ловкость, выносливость), разнообразные физические качества, которые составляют основу всей двигательной активности человека. Развитие физических способностей обеспечивается наследственностью и процессом педагогического воздействия на организм в целом.
Виды двигательной физкультурно-оздоровительной активности, различные упражнения на выполнение повторяющихся двигательных действий будет способствовать развитию двигательных способностей и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата. К примеру, бег на короткие дистанции способствует развитию скоростных способностей, а кросс на длинные дистанции будет развивать выносливость.
Основой воспитания физических качеств является свойство организма реагировать на увеличение нагрузок повышая исходный уровень работоспособности. Человеческий организм, подверженный физической нагрузке мобилизует все имеющиеся в нем резервы.
Тренированность организма обучающихся возрастает в том случае, если нагрузка систематична и резко снижается при прекращении занятий. В процессе физического воспитания нельзя делать перерывы, так как исчезает положительный эффект занятий. При отказе от занятий полученные результаты моментально утрачиваются. Неблагоприятные изменения наблюдаются уже на пятый-седьмой день перерыва. Уменьшается сила мышц, понижается быстрота движений, ухудшается выносливость. Для укрепления опорно-двигательного аппарата и постоянного развития физических качеств необходимо повышать нагрузки.
К основным видам двигательных способностей при физкультурно-оздоровительной направленности следует отнести:
Сила - способность обучающегося преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать этому сопротивлению посредством мышечных усилий.
Быстрота - это способность обучающегося совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Ловкость - способностью обучающегося быстро, оперативно, целесообразно осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
Выносливость - способность организма к продолжительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности, а также его восстановлению.
Гибкость - способность обучающегося выполнять упражнения с большой амплитудой. Также гибкость — абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии.
Развитие силовых и скоростных способностей.
Средства воспитания силы: силовые упражнения: упражнения с внешним сопротивлением: масса предметов, противодействие партнера, сопротивление резины, эспандеры и т.д.; упражнения, отягощенные массой собственного тела: подтягивание на перекладине, отжимание, приседание, сгибание и разгибание тела и т.д.
Быстрота.
Быстрота различается по своей специфике – например: бег и метание требуют применения различных средств и методов.
Упражнения для воспитания быстроты: бег на месте в упоре с максимальной частотой; бег на 20, 30, 40, 50, 60 м с максимальной скоростью с хода; выполнение различных упражнений по сигналу: бег лежа, сидя, с колени, много скоки; бег с высоким подниманием бедра, голени, с максимальной частотой; разнообразные эстафеты.
Развитие координационных способностей.
Главными средствами воспитания ловкости служат подвижные спортивные игры - футбол, баскетбол, волейбол; акробатические упражнения, комбинации вольных упражнений.
Развитие способности к выносливости.
Среди физических качеств человека выносливость занимает особое место. Другие качества – сила и быстрота, гибкость и ловкость – в основном проявляется в течение некоторого времени или при многократном выполнении, что требует определенного уровня выносливости. Выделяют общую и специальную выносливость.
Общая выносливость - способность на протяжении длительного времени выполнять работу, которая вовлекает большинство мышц. Общая выносливость – основа для воспитания всех видов проявления выносливости.
При воспитании общей и специальной выносливости нужно выполнять упражнения до утомления, следить за дыханием для улучшения восстановительных процессов в организме; регулировать нагрузку по показателям пульса.
Одно из самых эффективных и доступных средств воспитания общей выносливости - кроссовый бег, спортивные игры.
Упражнения для общей выносливости: туристические походы, кросс, бег по песку, по снегу, спортивные игры: волейбол, футбол, баскетбол и т.д.
Поддержание и развитие способности к гибкости.
Подвижность в суставах имеет большое значение в работе, в быту и в спорте. Гибкость - это эластичность – свойство мышц, связок и суставов.
Методика развития гибкости: разминка, регулярное растягивание.
Характеристика выше представленных качеств свидетельствует о благоприятном воздействии на опорно-двигательный аппарат обучающееся и воспитание осанки.
Осанка – это индивидуальная особенность телосложения человека для обеспечения позы оптимальной жизнедеятельности.
К особенностям формирования осанки следует отнести практические рекомендации физкультурно-оздоровительной направленности: упражнения - постановка стопы, полное разгибание ног в коленном суставе, контроль состояния тазобедренного сустава и поясничного отдела позвоночника, правильное устойчивое положение лопаток, плеч, развернутое положение грудной клетки.
Поэтому вопрос развития двигательных качеств и профилактики заболевание опорно-двигательного аппарата должен стать заботой не только медиков, но и обучающихся.
Список литературы:
1. Назаренко Л.Д «Оздоровительные основы физических упражнений». — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 240 с.
2. Справочник по лечебной физкультуре / под редакцией М.И. Фонарева. Ленинград, Медицина, 1983. — 360 с.
3. Ротенберг Р. Расти здоровым / энциклопедия здоровья. — М.: Физкультура и спорт 1992. — 592 с.
4. Фельдшер образовательных учреждений. / Степанова Л.А, Яненко В.Ф, Г.А. Киселева, Лесникова Е.А. «Медицина для Вас». — Ростов-на-Дону, Феникс, 2003. — 384 с.