Использование технологии профессионального обучения «Учебная фирма» при формировании социальной компетентности
Использование технологии профессионального обучения «Учебная фирма» при формировании социальной компетентности
Use of technology of vocational education "Educational firm" when forming social competence
Автор: Сергеева Марина Георгиевна
Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия.
E-mail: sergeeva198262@mail.ru
Sergeeva Marina Georgiyevna
Doctor of pedagogical sciences, senior research associate of NITs-2 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, Moscow, Russia.
E-mail: sergeeva198262@mail.ru
Аннотация: В статье описана технология «Учебная фирма», представляющая широкие возможности для организации эффективного процесса формирования социальной компетентности обучающихся в профессиональных образовательных организациях.
Abstract: In article the Educational Firm technology representing ample opportunities for the organization of effective process of formation of social competence of students of the professional educational organizations is described.
Ключевые слова: имитационные методы обучения, технология профессионального обучения «Учебная фирма», социальная компетентность.
Keywords: imitating methods of training, technology of vocational education "Educational firm", social competence.
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
В соответствии с результатами нашего исследования, при выстраивании социальной компетентности (СК) студентов наиболее популярными являются активные методы обучения [2]. Они бывают двух основных видов: неимитационные (учебная дискуссия, проблемная лекция и др.) и имитационные, которые, в свою очередь, делятся на игровые (деловая игра, использование имитационного тренажера и др.) и неигровые (осмысление ситуаций, действия в соответствии с инструкцией и др.).
Сравнив имитационные методы обучения, используемые в настоящее время, мы определили их сильные и слабые стороны. К первым следует отнести активный характер подготовки, создание условий для интеллектуальной деятельности в коллективе, раскрытие учащимися своих индивидуальных особенностей; ко вторым – низкий уровень эффективности при работе со значительным количеством студентов и большое количество времени, нужного для подготовки к занятию. Таким образом, можно выделить ряд факторов, характерных для использования методов имитационного характера при развитии экономических компетенций: учет общих и профессиональных компетенций выпускника, потребность в улучшении педагогических навыков преподавателя, обращение к комплексу имитационных методов подготовки «Учебная фирма» [1].
Данный метод, примененный в ходе исследования на различных уровнях образовательной вертикали, понимается автором статьи как система педагогических приемов имитационного типа и обладает всеми признаками, характерными для методов (наличие определенной модели управления учебой студентов; различная скорость и глубина усвоения учебной информации в зависимости от возраста, темперамента и других факторов; обмен важными и интересными сведениями между учащимися и педагогом; направленность на повышение уровня познавательной мотивации; управление ходом образовательного процесса).
«Учебная фирма» создает возможности [1]:
– В выстраивании учебно-воспитательного процесса — для проектирования отдельных элементов образовательной деятельности в рабочих условиях; имитации выполнения производственных обязанностей, связанных с получаемой профессией; совмещения цели образования с финансовыми задачами; практической демонстрации студентам специфики межличностных отношений в контексте рыночной экономики и т.д.
– В формулировании педагогических задач обучения – для значительного уменьшения разницы между учебно-воспитательным процессом и императивами рынка труда; реализации принципиально нового подхода к взаимодействию педагогов и учащихся; формирования и развития личностных свойств школьников и студентов в профессиональном и морально-нравственном аспектах; повышения интереса учащихся к осваиваемой специальности; получения опыта работы в коллективе и др.
– В решении педагогических задач – для гарантированной подготовки специалиста, востребованного на современном рынке труда, владеющего определенными навыками и умениями; раскрытия его адаптационного потенциала, реализации способности успешно функционировать в принципиально новых условиях; мотивации людей к непрерывному повышению собственной квалификации; формирования навыков оперативного поиска нужных сведений в обширном информационном пространстве.
Механизм создания имитационного метода «Учебная фирма» включает в себя следующие этапы:
– Формирование «Учебной фирмы», где принимаются во внимание описание выбранной фирмы (характер деятельности, наименование, логотип, внутренняя структура и т.д.) и исследование среды, в которой планируется реализовать возможности данной организации (изучение спроса и предложения, сильные стороны на фоне возрастающей конкуренции, SWOT-анализ).
– Реализация «Учебной фирмы», включающая в себя отбор высококвалифицированных специалистов (приказы и др.), отслеживание уровня профессиональной деятельности (ротация кадров, должностные инструкции), работу с документами о партнерстве (договоры о сотрудничестве, бухгалтерские документы, связанные с командировками).
– Создание автоматизированного рабочего места.
Механизм формирования имитационного метода «Учебная фирма» определяет наличие устойчивого соотношения между педагогическими задачами, решаемыми на каждой стадии, и используемыми учебными методами. При этом первый и второй этапы (формирование и реализация «Учебной фирмы») распространяются на все специальности, выделяемые в рамках профессионального образования. Третий этап связан с определенной специальностью.
Список литературы:
1. Бахтигулова Л.Б. Профессионально-педагогическая деятельность в системном развитии обучающихся вуза. Монография / Л.Б. Бахтигулова. - М. ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2014. - 440 с.
2. Мачехина О.Н. Формирование социальной компетентности старшеклассников на основе проектно-контекстного подхода в современном образовательном процессе /О.Н. Мачехина// Преподавание истории в школе. Спецвыпуск. № 5, апрель 2007. — С. 15—19.
3. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.