Проект «Знатоки финансовой грамотности» для реализации в группах ДОО
Проект «Знатоки финансовой грамотности» для реализации в группах дошкольной образовательной организации
Financial Literacy Connoisseurs Project for Implementation in Preschool Education Groups
Авторы:
Шибеко Светлана Геннадьевна
МАДОУ № 2 «Сказка», г. Ленинск-Кузнецкий, Россия.
E-mail: svetochka.shibeko@mail.ru
Shibeko Svetlana Gennadyevna
Kindergarten № 2, Leninsk-Kuznetsky, Russia.
E-mail: svetochka.shibeko@mail.ru
Миронова Лариса Юрьевна
МАДОУ № 2 «Сказка», г. Ленинск-Кузнецкий, Россия.
E-mail: larisamironovapihko@mail.ru
Mironova Larissa
Kindergarten № 2, Leninsk-Kuznetsky, Russia.
E-mail: larisamironovapihko@mail.ru
Аннотация: В данной статье представлена информация о том, как в детской образовательной организации создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей среднего дошкольного возраста.
Abstract: This article provides information on how to create conditions for the formation of basic economic knowledge in middle-school children in children.
Ключевые слова: финансовая грамотность, элементарные экономические знания, детский сад.
Keywords: financial literacy, basic economic knowledge, kindergarten.
Тематическая рубрика: педагогика и образование.
В современном мире люди живут в особенных экономических условиях. Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки, а это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильное решение по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.п.). Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.
Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Цель данного проекта: Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей среднего дошкольного возраста.
Проблема: У детей среднего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.
Задачи:
· Научить понимать и ценить труд людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
· Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «Труд – продукт - деньги».
· Воспитывать уважение к труду людей, формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (9 календарных месяцев).
Участники проекта: педагоги группы, дети и их родители.
Планируемые результаты:
• У детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике.
• Воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
• Дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.
• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
• Педагоги получили систему работы по формированию финансового опыта детей.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Основные формы реализации проекта: беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, чтение художественной литературы, работа с родителями, профориентационный марафон.
Перспективный план:
|
Содержание деятельности |
Сроки исполнения |
Участники |
1 |
Написание проекта «Знатоки финансовой грамотности» |
сентябрь |
Педагоги группы |
2 |
Проведение входной диагностики детей по теме «финансовая грамотность» |
сентябрь |
Педагоги, дети, родители |
3 |
Разработка и проведение ООД по программе «Открытия Феечки Копеечки» Л.В.Любимова |
сентябрь-апрель |
Педагоги группы |
4 |
Оформление картотеки дидактических игр по теме «финансы» |
сентябрь-октябрь |
Педагоги группы |
5 |
Осуществление консультаций для родителей «Ребенок в мире финансов» |
сентябрь- апрель |
Педагоги группы |
6 |
Оформление картотеки мультфильмов по теме «Финансы» |
октябрь |
Педагоги группы, родители |
7 |
Оформление картотеки детских рассказов и сказок, имеющих отношение к теме «финансы» |
октябрь |
Педагоги группы |
8 |
Оформление картотеки пословиц о труде и деньгах |
ноябрь |
Педагоги группы |
9 |
Оформление картотеки загадок о труде и деньгах |
ноябрь |
Педагоги, дети, родители |
10 |
Создание вимельбуха «Труд» |
декабрь |
Дети, родители |
11 |
Создание лэпбука по финансово-экономической грамотности детей дошкольного возраста |
январь |
Педагоги, дети, родители |
12 |
Организация и проведение ярмарки «Феечки Копеечки» |
февраль |
Педагоги, дети, родители |
13 |
Подготовка и проведение профориентационного семейного марафона «Финатлон для дошкольников» |
Февраль-март |
Педагоги, дети, родители |
14 |
Создание мягкого бизиборда по финансово-экономической грамотности детей дошкольного возраста |
апрель |
Педагоги, дети, родители |
15 |
Проведение итоговой диагностики |
май |
Педагоги, дети, родители |