Практика маркетингового исследования при выходе товара "шоколад" на международную арену
Практика маркетингового исследования при выходе товара "шоколад" на международную арену
The practice of marketing research when the product "chocolate" enters the international arena
Автор: Пачкай Дарья Павловна
ФГАОУ ВО «РУДН им. Патриса Лумумбы», г. Москва, Россия
e-mail: dpackaj@gmail.com
Pachkay Darya Pavlovna
Candidate of Science, RUDN University, Moscow, Russia
e-mail: dpackaj@gmail.com
Аннотация: В данной статье автором были рассмотрены маркетинговые исследования рынка шоколада на практике в рамках смоделированной ситуации по выводу товара на международную арену с подтверждением гипотезы.
Annotation: In this article, the author reviewed marketing research of the chocolate market in practice within the framework of a simulated situation for bringing goods to the international arena with confirmation of the hypothesis.
Ключевые слова: маркетинг, маркетинговый микс, международная торговля.
Keywords: marketing, marketing mix, international trade.
Тематическая рубрика: Экономика и финансы.
В современном мире существует множество обстоятельств, которые так или иначе диктуют большинство экономических процессов как на международной арене, так и внутри страны. Данные обстоятельства оказывают колоссальное влияние на существование и продвижение товаров на любом уровне рынков. В связи с растущей конкуренцией и постоянно меняющимися потребительскими потребностями, компании все больше и больше нуждаются в маркетинговых исследованиях. Маркетинговое исследование представляет собой систематичный к изучению и анализу рынка, который помогает компании принять обоснованные решения в отношении их продукта или услуг. Согласно гипотезе данной статьи именно эффективное маркетинговое исследование может существенно повысить успешность выхода шоколада на международную арену, при этом обеспечивая лучшее понимание рынка, предпочтений потребителей и оптимальное стратегическое продвижение.
Общие характеристики и их вариативность товара: шоколад.
При начале характеристики такого товара как «шоколад», необходимо сказать, что шоколадом следует называть кондитерское изделие, изготовленное из какао-бобов, сахара, молочных продуктов (при вариативности без них). Вариативность данного продукта следует рассматривать в следующей таблице:
Таблица 1.
Наименование вида |
Характеристика |
Молочный |
Состав: ≥ 25% общего сухого остатка какао-бобов, ≥2,5% сухого обезжиренного остатка какао-бобов, ≥ 12% сухих веществ молока, ≥ 2,5% молочного жира, ≥ 25% общего жира. |
Горький |
Состав: ≥ 50% общего сухого остатка какао-бобов, ≥ 33% масла какао. |
Белый |
Состав: ≥14% молока от общего объема, ≤50% сахара, ≤3,5% молочного жира, 20% какао масла. |
Веганский |
Состав: ≥ 25% общего сухого остатка какао-бобов, ≥2,5% сухого обезжиренного остатка какао-бобов, ≥ 25% общего жира. |
Диабетический |
Состав: ≥ 25% общего сухого остатка какао-бобов, ≥2,5% сухого обезжиренного остатка какао-бобов, ≥ 12% сухих веществ молока, ≥ 2,5% молочного жира, ≥ 25% общего жира, ≥10% заменителя сахара. |
Характеристика вариативности шоколада по составу в рамках ГОСТа.
В данном исследовании была спроектирована модель компании, производящей молочный шоколад с соблюдением всех норм ГОСТа в среднем ценовом сегменте, со сформированной репутацией и брендом, которая собирается осуществлять продажу своего товара на рынок Беларуси.
Проведение маркетингового микса 5p-анализа товара «шоколад» при выходе на рынок Беларуси.
На первом этапе продвижения товара на рынок Беларуси необходимо провести исследование маркетингового микса 5P, в состав которого входит характеристика продукта, места сбыта, цены, целевой аудитории и продвижения товара (т.е. рекламы).
Продукт. Товаром является молочный шоколад (состав: 25% общего сухого остатка какао-бобов, 12,5% сухого обезжиренного остатка какао-бобов, 25% сухих веществ молока, 12,5% молочного жира, 25% общего жира), в форме плиток по 80 грамм прямоугольной формы в двойной обертке из фольги и полиэтиленно-полипропилена.
Место сбыта. На начальном этапе завоза товара на рынок Беларуси было принято решение разместить его в первую очередь на маркетплейсах (такие как: 21vek, Onliner, Deal и др.).
Цена. Несмотря на сравнительно невысокую себестоимость товара, компания себя позиционирует в качестве производителя товаров среднего ценового сегмента, именно поэтому подбор цены будет осуществлен по средней цене аналогичных товаров в Беларуси, что составляет 22 белорусских рубля.
Целевая аудитория. Пол: женщины и мужчины. Возраст: от 12 лет до 65 лет. Семейное положение: не оказывает влияния. Уровень дохода: низкий средний. Интересы: кулинария, кондитерские изделия. Образ жизни: не веганство.
Продвижение. Поскольку первоначальным местом сбыта были выбраны маркетплейсы Беларуси, на данном этапе большей эффективностью будет обладать реклама в социальных сетях (промо-ролики, баннеры, рекомендуемые товары).
PEST- и SWOT- анализы товара: молочный шоколад.
Перед вынесением каких-либо выводов о возможностях осуществления продажи молочного шоколада на международную арену, необходимо проведение PEST-анализа:
Таблица 2.
Политическая среда |
- вероятность смены составы правительства никак не оказывает влияние на торговлю товаром «шоколад» в Беларуси. - пищевая промышленность не является стратегически важной, что делает возможность государственного вмешательства минимальной. - Соответствующие изменения №3 в технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" соответствует ГОСТу России. |
Экономическая среда |
- ВВП Беларуси вырос на 8,6% в 2023 г. в сравнении с предшествующим годом. - Средняя цена за молочный шоколад составляет 22,83 белорусских рубля (642,82 российских рубля). - На рынке шоколада в Беларуси существует большая конкуренция из зарубежных производителей (в том числе мировые гиганты). |
Социальная среда |
- В Беларуси наблюдается прирост в численности населения, что формирует новый пласт потенциальных потребителей. - Не реже раза в месяц 48% человек покупают шоколад, 58% человек покупают шоколад раз в неделю, 42% человек покупают шоколад 1-3 раза в месяц. - 42% населения Беларуси составляют люди в возрасте от 30 до 59, от 18 до 29 составляет 12%, на детей приходится около 22%. |
Технологическая среда |
- Пищевая промышленность Беларуси в 2019 г. занимала 23,6% в общем объеме промышленного производства. |
PEST-анализ товара «шоколад» при поставке на рынок Беларуси.
Для дальнейшего проведения исследования необходимо осуществить SWOT-анализ смоделированной компании:
Таблица 3.
Сильные стороны |
- Соответствие качества продукции нормам ГОСТа. - Сформированный бренд и авторитет на рынке России. - Быстрая адаптивность к новым стандартам качества. |
Слабые стороны |
- Высокая себестоимость продукции. - Маленькие объемы выпуска. - Слабая реклама. |
Возможности |
- Распространение маркетплейсов в Беларуси. - Развитие инноваций в России. - Улучшение таможенных отношений между Россией и Беларусей. |
Трудности |
- Наличие крупных конкурентов на рынке Беларуси. - Изменение тенденций и отношения к традиционным молочным шоколадам. - Изменение доходов населения. |
SWOT-анализ товара «шоколад» при поставке на рынок Беларуси.
Исторический пример выхода товара «шоколад» на международную арену.
В качестве примера реального случая выхода региональной компании-производителя шоколада на международную арену в условиях проведения маркетинговых исследований следует рассматривать историю компании «Победа». Так например, компания «Победа» экспортирует шоколад с 2012 г. По словам президента компании «Победа» Виталия Муравьева, благодаря комплексу маркетинговых исследований их товар успешно продается в разных странах. Во многом именно комплекс маркетинговых исследований позволил определить такие культурные особенности как: потребность потребителей США в шоколаде большего размера (150-250 грамм), а также батончики с арахисовым маслом, в свою очередь, в Европе больше предпочитают молочный шоколад и др. Таким образом, именно маркетинговые исследования позволяют компании выстроить дальнейшую стратегию по продвижению товара зарубежом.
В заключение можно сказать, что маркетинговые исследования играют ключевую роль в успехе любой компании. Они позволяют получить ценную информацию о рынке, потребителях, конкурентах и других факторах, влияющих на бизнес. Маркетинговые исследования помогают компании принимать обоснованные решения, разрабатывать стратегии, создавать продукты и услуги, отвечающие потребностям рынка, и успешно конкурировать на нем. Во многих случаях, именно маркетинговые исследования могут как положить начало существованию компании, так и позволить компании дальше развиваться.
Список литературы:
- Айдинова А.Т. Пути повышения конкурентоспособности предприятий / А.Т. Айдинова, Е.С. Головко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 371-373.
- Поддуваева Д.В. Особенности маркетинга различных стран. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С. 202-204.
- Пирко И.Ф. Интернет-маркетинг: специфика в деятельности современных фирм. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 375-379.
- Филимонова В.Д. Роль маркетинга в современной предпринимательской деятельности. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 181-184.