Теоретико-правовые подходы к определению коррупции в депутатском корпусе
Теоретико-правовые подходы к определению коррупции в депутатском корпусе
Theoretical and legal approaches to the definition of corruption in the Deputy corps
Автор: Кузменкин Иван Владимирович
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, г.Новосибирск, Россия.
Е-mail: ivanfox2@yandex.ru
Kuzmenkin Ivan Vladimirovich
Novosbirsk state university, Novosibirsk, Russia.
Е-mail: ivanfox2@yandex.ru
Аннотация: Термин «коррупция» и подходы к его определению, являются актуальным вопросом на сегодняшний день. Конечно же, есть официальная трактовка термина «Коррупция» рассматривает коррупцию как набор отдельных случаев коррупционного поведения. Обосновывается несостоятельность и опасность такого подхода. Конечно же, коррупция – это, ярко выраженное негативное явление. Давая определения коррупции, следует выделить основные признаки этого определения. В статье предложены критерии отграничения должностных преступлений от коррупционной преступности.
Abstract: the Term "corruption" and approaches to its definition are a topical issue today. Of course, there is an official interpretation of the term "Corruption" considers corruption as a set of individual cases of corrupt behavior. The author substantiates the inconsistency and danger of such an approach. Of course, corruption is a pronounced negative phenomenon. Giving definitions of corruption, it is necessary to allocate the main signs of this definition. The article proposes criteria for distinguishing official crimes from corruption crime.
Ключевые слова: коррупция; взяточничество; злоупотребление властью; коррупционная преступность; преступления на государственной службе.
Keywords: corruption; bribery; abuse of power; corruption crime; crimes in public service.
В России определение термина коррупция является остро стоящим дискуссионным вопросом. Стоит выделить узкую и широкую возможность трактовки термина. Ученые которые придерживаются узкой трактовки определяют ее как подкуп представителей власти. Такие ученые как А.И. Долгова и С.В. Ванюшкин под коррупцией понимают «социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей». Также есть позиция Н.Ф. Марченко, по ее мнению, коррупция – это «социально-негативное явление, выражающееся в подкупе одних лиц другими».
В трактовке термина «коррупция» все ученые выделяют огромную общественную опасность, а также влияние на массовое сознание. Если исходить из уголовно-правового определения коррупции, то она достаточно узкое, она не учитывает огромной общественной опасности данного деяния. Без проверки, анализа и т.д. остается огромное количество коррупционных преступлений. Сторонники широкого толкования термина «Коррупция» выделяют важным фактором процесс сделки между должностным «Уполномоченным лицом» и частным гражданином.
По мнению Г.Н. Борзенкова, коррупция предполагает «разложение управленческого аппарата, основанное на использовании чиновниками своего служебного положения в корыстных целях». В.С. Комиссаров выделяет, что коррупция – это «Использование своих служебных полномочий, своего административного ресурса вопреки целям и вопреки профессиональной этике». В.В. Лунеев делает акцент на том, что «коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, в условиях рыночной экономике.
Такое определение очень уместно так как оно охватывает широкий круг общественных отношений, полностью раскрывая преступное поведение коррупционера, в какой бы то ни было общественной сфере совершенно это деяние. Разложение власти является порождение коррупционеров, а именно детереминантой проявление будущих корупционнеров.
Разложение власти обычно происходит изнутри, но также может происходить и из вне. Переходя к официальному определению коррупции которое нам дает законодатель стоит обратиться к закону официальное определение коррупции дано в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 «О противодействии коррупции». Согласно положениям закона коррупция суть:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».
Исходя из данного определения можно сделать логический вывод. Во-первых, коррупция – это набор действий (деяний) которые совершаются должностным лицом (получение и дача взятки, злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями), так и в частных организациях (коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями, иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения).
Во-вторых – коррупционерами могут быть признаны любые лица (граждане, юр.лица, гос.служащие и т.д.).
Привнести определению «Коррупции» официального статуса, часто обсуждалось в научных кругах, многие ученые правоведы приходили к мнению, что это просто необходимо сделать в кратчайшие сроки.
Как и везде, данное определение подверглось критике научного сообщества.
Критике в основном подверглась содержательная сторона этого определения.
Л.М. Прозументов указывает, что законодатель без достаточных к тому оснований отнес к числу проявлений коррупции злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп, объектом посягательства.
По его мнению сама дача взятки, не является преступлением так как она может даваться не только государственному служащему, но и обычному гражданину, исходя из этого он формирует свою позицию, касательно того, что дача взятки должна подразумевается, как передача денежных средств или иных материальных ценной только должностному лицу со специальным правовым статусом.
Стоит так же отметить, что в легальное определение коррупции вошли не все возможные ее проявления, список, который определен в статье не носит исчерпывающий характер. Незаконное участие в предпринимательской деятельности, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, другие преступления, совершаемые с использованием служебного положения, далеко не всегда подпадают под критерий «иное незаконное использование».
Обращаясь к практике, участковый государственный инспектор Новосибирской инспекции лесохраны был признан виновным по п. «в» ч. 2 ст. 290 УК РФ в получении взятки путем вымогательства в виде 6 бочек меда 6 за не составление протокола об административном правонарушении. Вызывает сомнение, что по Федеральному закону «О противодействии коррупции» это деяние так же будет признано коррупцией. Злоупотребление служебным положением, вернее всего проявления стоит признавать корупционно-направленными.
Злоупотребление свои служебным положением часто используется лишь в целях собственного обогащения, но иногда такое злоупотребление может быть рассмотрено в благих целях, которые принесут пользу государству.
Сейчас очень часто встречается проявление коррупции на всех уровнях власти, следует признавать коррупцией любое проявление коррупционной направленности.
Если говорить о коррупции в депутатском корпусе, то можно ли рассматривать ведение бизнес депутатами как коррупционное проявление? Ведь это подразумевает использование служебного положения в личных целях. Если убрать бизнес из власти, все исчезнет. Исчезнут и фирмы, и весь бизнес. Депутаты решают свои вопросы, в этом есть и плюсы, и минусы, тогда это будет несколько хуже. Этот фактор в целом, сегодня он сдерживающий. Для того, чтобы войти во власть как-то в роли депутата, как-то в роли чиновника, нужно проделать очень большую работу для того чтобы свои все эти активы упорядочить, показать свою честность. На сегодняшний день определение коррупции в депутатском корпусе широко дискуссионной вопрос, так как количество уголовных дел против государственных служащих, а именно депутатов с каждым годом растет. Предлагается определять коррупцию как любое наличие бизнеса у депутата, так как презюмируется что он будет использовать свое служебное положение в целях продвижения своего бизнеса.
Следует внести в законодательство поправку в закон о противодействии коррупции в части выделения в нем отдельной статьи касательное коррупционных проявлений депутата. Следует признать коррупционным проявлением любое наличие бизнеса либо активных, пассивных активов у депутата. Коррупционные мотивы и цели имеют весьма разнообразные проявления. В одних случаях вверенные чиновнику полномочия используются как бы для решения общественных задач, однако в результате получает выгоду не столько общество, сколько этот чиновник или связанные с ним лица (принятие на службу заранее известных лиц, по деловым и нравственным качествам не соответствующих занимаемой должности). В других ситуациях представитель власти, быть может, и решает общественные проблемы, но его бурная активность связана не столько с интересами общества, сколько с перспективами собственной выгоды.
Для должностных преступлений, указанные выше, мотивы и цели значения не имеют. Уместно также добавить, что коррупционная преступность значительно шире чем другие преступления, так почти каждый восьмой чиновник по данным «соц-опроса» попадался на взятки хотя бы раз в жизни. Коррупционные преступления могут причинять вред самым различным правоохраняемым интересам – собственности, экономическим отношениям, конституционным правам и свободам человека, государственной власти, правосудию и т.д. Должностные преступления совершаются только должностными лицами и посягают на нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Криминология : учеб. для юрид. вузов / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И. Долговой. М. : Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М., 1999. 784 с.
2. Кузнецова Н.Ф. Коррупция в системе уголовных преступлений // Вестник МГУ. Сер. 11. 1993. № 1. С. 21–26.
3. Борзенков Г.Н. Уголовно-правовые меры борьбы с коррупцией // Вестник МГУ. Сер. 11. 1993. № 1. С. 30–31.
4. Комиссаров В.С. Уголовно-правовые аспекты борьбы с коррупцией // Вестник МГУ. Сер. 11. 1993. № 1. С. 26–30.
5. Волженкин Б.В. Служебные преступления: Комментарий законодательства и судебной практики. СПб. : Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. 560 с.
6. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЗАО «ЮрИнфоР», 2008. 255 с.
7. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М. : НОРМА, 1999. 516 с.
8. Прозументов Л.М. К понятию «коррупция» в российском уголовном законодательстве // Современное состояние и проблемы развития российского законодательства : материалы регион. науч.-практич. конф. / отв. ред. И.Ю. Остапович. Горно-Алтайск, 2010. С. 157–160.
9. Талапина Э.В. Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции (постатейный) // Консультант Плюс : справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. (64 кб). М. : АО «Консультант Плюс», 1992. Режим доступа: Компьютер. сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный.
10. Архив Иркутского областного суда за 1997 год. Уголовное дело № 2-183-97. 12. Архив Кемеровского областного суда за 1999 год. Уголовное дело № 2-431. 13. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ. Дело № 81-000-1 2000 года // Архив Кемеровского областного суда за 1999 г. Уголовное дело № 2-431.