Понятие "Стартап" в законодательстве и доктрине
Понятие "Стартап" в законодательстве и доктрине
The concept of "Startup" in legislation and doctrine
Автор: Рашитова Резида Наильевна
ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», Москва, Россия
e-mail: rezidarasitova3@gmail.com
Rashitova Rezida Nailyevna
Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia
e-mail: rezidarasitova3@gmail.com
Аннотация: В статье проведена характеристика инновационного развития нового направления предпринимательской деятельности в форме Стартап, рассмотрены доктринальные определения данной формы предпринимательской деятельности.
Abstract: The article characterizes the innovative development of a new direction of entrepreneurial activity in the form of a Startup, examines the doctrinal definitions of this form of entrepreneurial activity.
Ключевые слова: инновационная предпринимательская деятельность, стартап, молодой бизнес, бизнес-модель.
Keywords: innovative entrepreneurial activity, startup, young business, business model.
Тематическая рубрика: Юриспруденция.
Термин «стартап» пришел в русский язык из англоговорящих стран, где он используется уже давно. Для российской действительности это явление относительно новое, в его применении нередко наблюдается путаница. Единого подхода к определению сущности и форм стартапа не выработано до сих пор.
В широком смысле под стартапом понимается всякий молодой бизнес, начинающийся «с нуля». В определении, предложенным Э. Рисом под стартапом следует понимать вновь созданную организацию, занимающуюся разработкой новых товаров или услуг в условиях чрезвычайной неопределенности [10].
Согласно другому подходу стартап - это временная структура, которая создана для поиска воспроизводимой, масштабируемой и рентабельной бизнес-модели [4]. Именно это определение, выдвинутое С. Бланком, получило общественное признание.
Некоторые отождествляют стартап с временной организацией, действующей в условиях повышенного риска и нацеленной на масштабирование и последующую трансформацию в крупную корпорацию.
Также под стартапом принято понимать только что созданную компанию, которая находится на стадии развития и строит свой бизнес на основе каких-либо новых инновационных идей или только что появившихся технологий. В этом смысле само создание стартапа предполагает реализацию каких-либо ноу-хау [12]. Термин «стартап» нередко соотносят с венчурным проектом.
Эрик Райс определил Стартап, как созданное людьми предприятие, цель которого разработка новых товаров и услуг в условиях чрезвычайной неопределенности [3].
Питер Тиль считает, что Стартапы - это достижения вертикального прогресса компании, которые затем могут повторяться и масштабироваться в отличие от достижений горизонтального прогресса, который выражается в тиражировании уже существующих технологий и их глобализацию [9].
В Оксфордском толковом словаре по экономике, Стартап определяется, как начало рискованного предприятия или соглашения, чаще всего носящего коммерческий характер [8].
Англо-русский словарь определяет Стартап, как самую раннюю стадию финансирование новой компании; время, финансовых терминов необходимое для начала производства и доведения до оптимального уровня после заключения контракта.
Стартап – это принципиально новая организация, чаще всего ведущая деятельность в ИТ - или интернет - сфере. Главной характеристикой стартапа является наличие потенциала для стремительного роста, который достигается созданием новых сегментов рынка или предложением абсолютно оригинальных, инновационных товаров/услуг [5].
В распоряжении Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-з Стартап входит в определение инновационное Российского предпринимательство - инновация конечный результат законодательства инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, а также нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Процесс создания, освоения, практического применения и распространения инновации - инновационная деятельность.
В экономической теории стартапы рассматриваются как один из способов решения проблемы низкой эффективности и инновационности в экономике. Они могут быть основаны на различных идеях и концепциях, включая новые технологии, услуги, продукты и бизнес-модели.
В управлении и маркетинге стартапы могут использовать методы, которые помогают создавать уникальный бренд и находить новые рынки для своих продуктов и услуг. Они также могут применять техники прототипов и тестирования идеи на рынке, чтобы быстро находить оптимальные решения и достигать успеха.
В предпринимательстве стартапы могут быть рассмотрены как особый вид бизнеса, где основной целью является создание новых продуктов и услуг на основе инноваций и технологий, что позволяет получать значительную прибыль и расти в экономическом плане.
Рассмотренные подходы и определения объединяет основная общая идея - наличие у стартап-компании инновационного характера деятельности, увеличение объемов продаж и прибылей в течение достаточно короткого периода времени с момента запуска проекта.
При всей сложности создания стартапов каждый год появляется множество инновационных компаний - стартапов. Самые строгие подсчеты указывают на то, что в 2007- 2012 гг. российский венчурный рынок продемонстрировал, по меньшей мере, увеличение в четыре раза, как с точки зрения объема инвестиций, так и в плане количества сделок. Рекордный объем рынка в 2012 году вывел Россию на второе место в Европе и пятое в мире (общий объем инвестиций в 2012 году достиг почти 1,5 млрд. долл. США) [1]. По итогам 2014 года объем венчурного рынка составил 480,9 млн. долл. США, из которых 102,9 млн долл. США были реализованы на стадии стартап [2].
Одним из важнейших механизмов поддержки является государственное регулирование, а именно законодательное закрепление [6]. Такое регулирование связано с деятельностью государственных органов и направлено на упорядочение предпринимательских отношений, осуществление государственной политики в области предпринимательской деятельности. Логика регулирования базируется на идеях о том, что стартапы предоставляют возможность для роста экономики [7], создания рабочих мест, регулирования публичных интересов [11]. Например, в ряде стран снижаются налоговые ставки в первые годы функционирования подобных организаций, все большее распространение получают программы грантов.
В России нет специального законодательства и норм, регулирующих стартапы, данное понятие отождествляется с понятием малого инновационного предприятия, деятельность которого регулируется отдельными федеральными законами.
Таким образом, термин «стартап» появился несколько лет назад и стал обозначать бизнес, начинающийся «с нуля». Однако у стартапов есть свои особенности и отличительные характеристики. Так любой бизнес как вид деятельности предполагает организацию предприятия/фирмы с целью извлечения прибыли или диверсификацию деятельности уже существующего предприятия/фирмы с целью увеличения капитала и прибыли. Такие действия могут осуществляться как за счет собственных, так и заемных средств под ответственность руководителя организации или его поручителя.
Список литературы:
- «MoneyTreeTM: Навигатор венчурного рынка». Обзор венчурной индустрии России за 2013 год. - М., 2014. - С. 4.
- «MoneyTreeTM: Навигатор венчурного рынка». Обзор венчурной индустрии России за 2014 год. - М., 2015. - С. 4.
- Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели / Эрик Рис. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 253 с.
- Бланк С., Дроф Б. Стартап. Настольная книга основателя. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - С. 29.
- Бондаренко Т.Г., Исаева Е.А. Стартапы в России: актуальные вопросы развития // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2015. - Том 7. - №5.
- Каирова А.И., Черкашина Н.В. Правовое закрепление и регулирование правового статуса общественных корпоративных объединений инвалидов в России и в зарубежных государствах (часть I) / А.И. Каирова, Н.В. Черкашина // Право и государство: теория и практика. – 2021. – № 11(203). – С. 25-28.
- Каргаполова Е.В. Стартапы как форма предпринимательской деятельности / Е.В. Каргаполова, М.И. Прозорова, Ю.А. Давыдова // ЦИТИСЭ. – 2021. - №1 (27). – С. 206-220.
- Оксфордский толковый словарь по экономике // Официальный сайт: Экономический портал, 27.02.2024 г.
- От нуля к единице: Как создать стартап, который изменит будущее / Питер Тиль, Блейк Мастерс, Альпина Паблишер. - Москва; 2015.
- Рис Э. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес- модели. / пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 256 с.
- Рубцова Н.В. Соотношение государственного регулирования и государственной поддержки предпринимательской деятельности // Российские регионы в фокусе перемен. Сборник докладов XIII Международной конференции. - Екатеринбург: ООО "Издательство УМЦ УПИ", 2019. - С. 49-52.
- Сягаева А.В., Юрасова О.И. Применение стартапов в современном бизнесе // Научный альманах. - 2015. - № 10-1 (12). - С. 412-415.