Понятие и значение категории «насилие» в уголовном праве России
Понятие и значение категории «насилие» в уголовном праве России
The concept and meaning of the category "violence" in the criminal law of Russia
Автор: Воробьев Иван Владимирович
ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», Волгоград, Россия
e-mail: yuzm-196_573474@volsu.ru
Vorobiev Ivan Vladimirovich
Volgograd State University, Volgograd, Russia
e-mail: yuzm-196_573474@volsu.ru
Аннотация: В статье анализируется понятие насилия, используемое в уголовном законе России для описания признаков многих составов преступлений. В результате обобщения различных точек зрения, высказанных российскими учеными, автор формулирует понятие насилия как физическое воздействие на другого человека, связанное с нарушением его телесной неприкосновенности, для достижения противоправных целей.
Abstract: The article analyzes the concept of violence used in the criminal law of Russia to describe the signs of many types of crimes. As a result of generalization of various points of view expressed by Russian scientists, the author formulates the concept of violence as a physical impact on another person associated with a violation of his bodily integrity in order to achieve illegal goals.
Ключевые слова: насилие, телесная неприкосновенность, способ воздействия, общественная опасность.
Keywords: violence, bodily integrity, method of influence, public danger.
Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.
Проблема исследования уголовно-правовой категории «насилие» в отечественном уголовном праве изучается в рамках исследования не только конкретных составов преступлений, но и, так называемых, двухсоставных насильственных преступлений. Единая позиция ученых относительно сущности термина «насилие» и легальное определение этой категории отсутствуют. Нет в законодательстве и четко сформулированных признаков, которые позволяли бы разграничить между собой различные виды и формы насилия. По мнению Ф.М. Абубакирова, такое положение дел свидетельствует о том, что различные виды и формы насилия противоречиво и, зачастую, неоднозначно, толкуются в правоприменительной практике, что приводит к нарушению принципов справедливости и законности при назначении судом наказания и при уголовно-правовой оценке совершенного деяния [1, с.19].
Если проанализировать термин «насилие», используя трактовку советского энциклопедического словаря, то можно обнаружить, что в нем данное понятие рассматривается в более широком смысле в следующих значениях:
- в первую очередь, как насилие, представляющее собой применение какой-либо социальной группой или социальным классом различных форм принуждения в отношении, собственно, другой группы классов. В данном случае отличительной характеристикой насилия является то обстоятельство, что оно совершается человеком или группой лиц с целью завоевать определенные привилегии в экономическом, политическом, социальном аспекте;
- во вторую очередь, в данном источнике насилие рассматривается с точки зрения права, как психическое иди физическое воздействие одного человека на другого. При этом физическое воздействие предусматривает под собой нанесение побоев человеку или телесные повреждения, а психическое воздействие предусматривает угрозу применения насилия [2, с.875].
В толковом словаре В.И. Даля насилие трактуется как обидное, стеснительное, своевольное и незаконное действие [3, c.469].
Как видим, приведенные определения категории «насилия» обладают схожими чертами. Так, насилие всегда направлено против человека. При этом применение насилия к потерпевшему лицу осуществляется против его воли.
Для уголовного права определение понятия «насилие» и его признаков представляется особенно важным, поскольку это напрямую влияет на эффективное решение задач, которые стоят перед уголовным законом.
Традиционной в уголовном праве является позиция, в соответствии с которой категория «насилие» отождествляется с насилием физическим. При этом господствующая точка зрения заключается в том, что насилие физическое в себе содержит такой компонент, как посягательство преступника на телесную неприкосновенность потерпевшего лица.
Н.Г. Крылов предлагает понимать под насилием уголовно-противоправное общественно опасное психическое или физическое умышленное воздействие на другого человека, которое преступник применяет по отношению к своей жертве с использованием определенных орудий, механизмов или средств. Также характерной особенностью насилия, в соответствии с авторским определением Н.Г. Крылова, является его применение вопреки или против воли потерпевшего [4, с.134].
Р.Д. Шарапов считает, что насилие представляет собой применение к потерпевшему физической силы [5, с.20].
Ю.В. Радостева определяет насилие как умышленное общественно опасное противоправное воздействие, которое преступником осуществляется в отношении организма потерпевшего лица. Кроме того, Ю.В. Радостева определяет насилие через выделение его характерных признаков, указывая такой признак, как нарушение физической и психической неприкосновенности человека; подчеркивает его осуществление вопреки воли жертвы [6, с.7].
По мнению А.В. Акилова, насилие следует рассматривать в узком и широком значении. Так, в широком значении насилие, по мнению автора, представляет собой любой вид ущерба, который был нанесен личности, либо любые формы принуждения в отношении социальных групп или остальных граждан. Ущерб может быть моральным, физическим, идеологическим, психологическим или каким-то другим. Что касается насилия в его узком значении, то оно связано с нанесением потерпевшему лицу моральных и физических травм [7, с.24].
И.В. Упоров, рассматривая в своей научной работе криминальное насилие и его специфику, приходит к выводу, что данное понятие применимо во всех случаях, когда на человека оказывается определенное воздействие помимо его воли или вопреки ей. Преступник совершает действия с применением насилия в отношении потерпевшего с целью достичь определенного результата. Этот вариант рассмотрения анализируемого подхода предполагает понимание его в широком значении.
Однако И.В. Упоров считает, что помимо широкого толкования, анализируемый термин можно рассматривать и в более узком значении. Что касается узкого толкования термина насилие, то он подразумевает связь насилия с наступлением конкретных общественно опасных последствий. Таким образом, из этого следует закономерный вывод, что если подобные последствия не наступили, то и насилие, которое рассматривается в уголовно - правовом значении, отсутствует [8, с.47].
Автор настоящего исследования солидарен с позицией, высказываемой И.В. Упоровом, о том, что сами по себе насильственные действия не могут быть признаны преступными. Для того, чтобы признавать их таковыми, необходимо соотносить совершение насильственных действий, во-первых, с субъективной стороной совершенных действий; а во-вторых, с наступившими последствиями. Субъективная сторона любого преступления является внутренней сущностью любого преступления и представляет собой психическую деятельность лица, которая непосредственно связана с совершением преступного деяния. Само понятие «субъективная сторона преступления» в отечественном уголовном законодательстве не раскрывается. Однако законодатель однозначно имеет в виду субъективную сторону преступного деяния, когда использует такие термины, как «мотив», «цель», «умысел», «вина». Данные понятия характеризуют психическую сущность поведения субъекта преступления с различных сторон.
Следует также заметить, что в случае неосторожной вины к лицу, являющемуся потерпевшим от противоправных действий виновного, может быть применено физическое насилие, которое не преследует само по себе конкретной цели. В подобной ситуации человек может быть признан виновным в совершении преступления даже в том случае, если у него не будут иметься заранее подготовленные и спланированные цели, но только при наступлении тяжких последствий. Таким образом, при рассмотрении преступлений, связанных с применением насилия как способа их совершения, особое значение приобретает четкое уяснение целей преступных действий виновного лица [8, с.30].
Проанализировав имеющиеся в научной литературе определения термина «насилие», можно сделать вывод о том, что многими учеными предлагаются авторские определения этого понятия, которые, зачастую, являются довольно схожими между собой. Традиционной для уголовного права является позиция, в соответствии с которой категория «насилие» отождествляется с насилием физическим. В свою очередь, насилие физическое содержит в себе такой компонент, как посягательство преступника на телесную неприкосновенность потерпевшего лица. Представляется, что в уголовно-правовом смысле термин насилие следует рассматривать в качестве конкретного способа совершения общественно опасного деяния. При этом способ этот всегда связан с непосредственным противоправным психическим или физическим воздействием на человека для того, чтобы достичь какого-либо преступного результата.
Список литературы:
1. Абубакиров Ф.М. Уголовно-правовая оценка насилия в уголовном законодательстве и судебной практике // Российский судья. 2011. № 8.
2. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1990.
3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 2 т. М., 1989. Т.2.
4. Крылов Н.Г. К вопросу о содержании понятия «насилие» в российском уголовном праве // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 5 (112).
5. Шарапов Р.Д. Физическое насилие в уголовном праве. СПб., 2001. - С. 20.
6. Радостева Ю.В. Уголовно-правовое понятие насилия: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: / Ур. гос. юрид. акад. - Екатеринбург, 2006.
7. Акилов А.В. Теория и практика исследования проблем преступного насилия // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». 2016. Т. 2.
8. Упоров И.В. Преступное имущественное насилие: понятие, уголовно-правовое регулирование и предупреждение. М., 2015.